168 дней, 431 тысяча тонн груза: навигация в Ленском речном порту завершена

Ленский речной порт в Якутии называют воротами Алмазного края, ведь через него поставляется стратегически важный груз для западной части республики, поэтому важно, чтобы навигация прошла безаварийно и согласно срокам. В этом году Ленский речной порт успешно закрыл 68-ую по счёту навигацию на Лене. Об этом рассказал Эдуард Саенко – главный инженер предприятия.

Основные итоги

Навигация 2024 года в Ленском районе завершилась с впечатляющими результатами. Она началась сразу после ледохода – 14 мая – и продлилась 168 дней, завершившись 28 октября. В этом сезоне речники обработали 669 судов. Количество впечатляет и свидетельствует о высокой активности в порту. Предприятие переработало 431 тысячу тонн груза с воды на воду при плане в 426 тысяч.

Достижение стало возможным благодаря как внутренним, так и сторонним заказчикам. Из общего объёма переработанных грузов 168 тысячи тонн пришлось на АЛРОСА, а 263 тысячи были отгружены сторонним клиентам, таким как «Тас-Юрях Нефтегазодобыча», Ленская ПТЭС, Новоленская ТЭС и не только. Среди многих видов грузов, которые обрабатывались, выделю селитру, цемент, клинкер, песок, трубную и металлопродукцию, – рассказал Эдуард Саенко.

C июля текущего года началось успешное использование автоматической траверсы-спредера для транспортировки 20-тонных контейнеров. Приспособлением снабдили портальный кран, что позволило увеличить скорость переработки грузов с соблюдением правил промбезопасности. Поворот фитинговых захватов производится в автоматическом режиме. Установка и поворот замков спредера осуществляются крановщиком самостоятельно, присутствие стропальщика не требуется. С помощью траверсы Ленский речной порт переработал 569 двадцатифутовых контейнеров.

Ленский речной порт располагается на левом берегу в среднем течении Лены. Это одно из четырёх подразделений ООО «Алмаздортранс» – крупнейшего предприятия в Ленске, которое имеет статус градообразующей организации.

Порт занимается переработкой груза любого характера: северного завоза, АЛРОСА, нефтеперерабатывающих предприятий. За год порт перерабатывает более 400 тысяч тонн груза, из них 30% – нефтепродукты.

В эксплуатации порта находятся пять причалов, что позволяет одновременно обрабатывать до пяти судов и обеспечивать навигационную пропускную способность до 600 тысяч тонн.

Механовооружённость составляет семь портальных кранов грузоподъёмностью 27,5-32 тонны, один кран «Деррик» грузоподъёмностью 100 тонн, три плавучих крана грузоподъёмностью 5-16 тонн.

Ещё одно направление деятельности предприятия – предоставление услуг хранения любых грузов, в том числе – на собственных складах с современными стеллажными системами и складским оборудованием. Кроме этого, «Алмаздортранс» имеет в собственности затон «Мурья» и предоставляет услуги по подготовке и зимнего отстоя судов.

Дополнительный труд

Три года назад Ленский порт открыл собственную базу для временного хранения грузов. До нововведения груз сразу отправлялся заказчикам, а теперь клиенты имеют возможность разместить его на хранение в порту. Это позволяет более гибко управлять логистическими процессами и обеспечивает комплексную доставку.

За время навигации на базу временного хранения было принято 80 тысяч тонн груза, из которых 33 тысячи отгрузили со склада. На данный момент после завершения навигации осталось около 47-48 тысяч тонн на хранении, работа по их отгрузке продолжается. Хочу отметить, что база обеспечивает порту дополнительный заработок и рабочие места, –говорит Эдуард Николаевич.

Как отработал коллектив?

В начале навигации руководство Ленского порта столкнулось с трудностями, связанными с нехваткой персонала. Ситуация оказалась сложной: набирать сотрудников пришлось уже в процессе подготовки к навигации. Первые две недели работы проходили в режиме двухсменного графика, хотя работники порта обычно трудятся в три смены. Несмотря на плотный график, коллектив справился с нагрузкой.

Команда отработала очень слаженно и успешно справилась со сложностями, несмотря на авральный режим. Подбор новых сотрудников проводили, в том числе, через Центр занятости. Некоторые проходили дополнительное обучение. Руководство порта проводило собеседование с каждым кандидатом для оценки готовности работника выполнять различные задачи.

На протяжении навигационного сезона состав сотрудников менялся. В общей сложности коллектив состоял из примерно 60 стропальщиков, 20 докеров и 10 крановщиков. В каждую смену выходили три мастера. Все вместе обеспечивали необходимый уровень контроля и организации производственного процесса.

Планы на 2025 год

Межсезонье в порту – время подготовки к следующему навигационному сезону. Уже начались предварительные работы по ремонту портальных кранов.

В зимнее время работа есть. Будем устранять технические неисправности, выявленные в текущем сезоне. Ожидается, что объёмы грузоперевозок на 2025 год останутся на уровне примерно 430 тысяч тонн, как и в этом году. Конкретные цифры будут известны ближе к февралю-марту следующего года.

Как отмечалось ранее, в порту остаются около 47 тысяч тонн груза на складе хранения. Это разнообразный технический груз, и сейчас идёт его активная транспортировка – до 30 машин в день. Часть временных сотрудников осталась в речном порту, чтобы до Нового года завершить отгрузку.

Навигация – 2024 в Ленском речном порту завершена, подведены итоги, намечены новые планы. Благодаря профессионализму, опыту и совместной слаженной работе всех причастных Ленский порт достиг впечатляющих результатов. Коллектив с оптимизмом смотрит в будущее и уверен в том, что предприятие продолжит развиваться, внедрять новые технологии и укреплять свои позиции как важнейший транспортно-логистический узел Западной Якутии. Впереди –новые вызовы и достижения. Удачи!

Фотографии Э. Саенко и пресс-службы «Алмаздортранс».