Ленский речной порт в Якутии называют воротами Алмазного края, ведь через него поставляется стратегически важный груз для западной части республики, поэтому важно, чтобы навигация прошла безаварийно и согласно срокам. В этом году Ленский речной порт успешно закрыл 68-ую по счёту навигацию на Лене. Об этом рассказал Эдуард Саенко – главный инженер предприятия.
Основные итоги
Навигация 2024 года в Ленском районе завершилась с впечатляющими результатами. Она началась сразу после ледохода – 14 мая – и продлилась 168 дней, завершившись 28 октября. В этом сезоне речники обработали 669 судов. Количество впечатляет и свидетельствует о высокой активности в порту. Предприятие переработало 431 тысячу тонн груза с воды на воду при плане в 426 тысяч.
– Достижение стало возможным благодаря как внутренним, так и сторонним заказчикам. Из общего объёма переработанных грузов 168 тысячи тонн пришлось на АЛРОСА, а 263 тысячи были отгружены сторонним клиентам, таким как «Тас-Юрях Нефтегазодобыча», Ленская ПТЭС, Новоленская ТЭС и не только. Среди многих видов грузов, которые обрабатывались, выделю селитру, цемент, клинкер, песок, трубную и металлопродукцию, – рассказал Эдуард Саенко.
C июля текущего года началось успешное использование автоматической траверсы-спредера для транспортировки 20-тонных контейнеров. Приспособлением снабдили портальный кран, что позволило увеличить скорость переработки грузов с соблюдением правил промбезопасности. Поворот фитинговых захватов производится в автоматическом режиме. Установка и поворот замков спредера осуществляются крановщиком самостоятельно, присутствие стропальщика не требуется. С помощью траверсы Ленский речной порт переработал 569 двадцатифутовых контейнеров.
Ленский речной порт располагается на левом берегу в среднем течении Лены. Это одно из четырёх подразделений ООО «Алмаздортранс» – крупнейшего предприятия в Ленске, которое имеет статус градообразующей организации.
Порт занимается переработкой груза любого характера: северного завоза, АЛРОСА, нефтеперерабатывающих предприятий. За год порт перерабатывает более 400 тысяч тонн груза, из них 30% – нефтепродукты.
В эксплуатации порта находятся пять причалов, что позволяет одновременно обрабатывать до пяти судов и обеспечивать навигационную пропускную способность до 600 тысяч тонн.
Механовооружённость составляет семь портальных кранов грузоподъёмностью 27,5-32 тонны, один кран «Деррик» грузоподъёмностью 100 тонн, три плавучих крана грузоподъёмностью 5-16 тонн.
Ещё одно направление деятельности предприятия – предоставление услуг хранения любых грузов, в том числе – на собственных складах с современными стеллажными системами и складским оборудованием. Кроме этого, «Алмаздортранс» имеет в собственности затон «Мурья» и предоставляет услуги по подготовке и зимнего отстоя судов.
Дополнительный труд
Три года назад Ленский порт открыл собственную базу для временного хранения грузов. До нововведения груз сразу отправлялся заказчикам, а теперь клиенты имеют возможность разместить его на хранение в порту. Это позволяет более гибко управлять логистическими процессами и обеспечивает комплексную доставку.
– За время навигации на базу временного хранения было принято 80 тысяч тонн груза, из которых 33 тысячи отгрузили со склада. На данный момент после завершения навигации осталось около 47-48 тысяч тонн на хранении, работа по их отгрузке продолжается. Хочу отметить, что база обеспечивает порту дополнительный заработок и рабочие места, –говорит Эдуард Николаевич.
Как отработал коллектив?
В начале навигации руководство Ленского порта столкнулось с трудностями, связанными с нехваткой персонала. Ситуация оказалась сложной: набирать сотрудников пришлось уже в процессе подготовки к навигации. Первые две недели работы проходили в режиме двухсменного графика, хотя работники порта обычно трудятся в три смены. Несмотря на плотный график, коллектив справился с нагрузкой.
– Команда отработала очень слаженно и успешно справилась со сложностями, несмотря на авральный режим. Подбор новых сотрудников проводили, в том числе, через Центр занятости. Некоторые проходили дополнительное обучение. Руководство порта проводило собеседование с каждым кандидатом для оценки готовности работника выполнять различные задачи.
На протяжении навигационного сезона состав сотрудников менялся. В общей сложности коллектив состоял из примерно 60 стропальщиков, 20 докеров и 10 крановщиков. В каждую смену выходили три мастера. Все вместе обеспечивали необходимый уровень контроля и организации производственного процесса.
Планы на 2025 год
Межсезонье в порту – время подготовки к следующему навигационному сезону. Уже начались предварительные работы по ремонту портальных кранов.
– В зимнее время работа есть. Будем устранять технические неисправности, выявленные в текущем сезоне. Ожидается, что объёмы грузоперевозок на 2025 год останутся на уровне примерно 430 тысяч тонн, как и в этом году. Конкретные цифры будут известны ближе к февралю-марту следующего года.
Как отмечалось ранее, в порту остаются около 47 тысяч тонн груза на складе хранения. Это разнообразный технический груз, и сейчас идёт его активная транспортировка – до 30 машин в день. Часть временных сотрудников осталась в речном порту, чтобы до Нового года завершить отгрузку.
Навигация – 2024 в Ленском речном порту завершена, подведены итоги, намечены новые планы. Благодаря профессионализму, опыту и совместной слаженной работе всех причастных Ленский порт достиг впечатляющих результатов. Коллектив с оптимизмом смотрит в будущее и уверен в том, что предприятие продолжит развиваться, внедрять новые технологии и укреплять свои позиции как важнейший транспортно-логистический узел Западной Якутии. Впереди –новые вызовы и достижения. Удачи!
Фотографии Э. Саенко и пресс-службы «Алмаздортранс».