Юбилей любимой школы № 4. Совсем юная по историческим меркам, а по меркам человеческой жизни – солидный красивый возраст. Наш школьный корабль идёт по жизни 55 лет, набирая ценный опыт, преодолевая трудности, пополняя команду учителей, учеников, меняя капитанов и рулевых, но движение к цели – воспитанию достойного гражданина, как бы страна ни называлась – Советский Союз или Российская Федерация, – оставалось неизменным. Славой школы, её гордостью остаются учителя, которые за десятилетия выработали собственный стиль работы. Мне удалось в этом убедиться на практике, когда посчастливилось работать в школе в период с 2001 по 2013 годы. Коллектив школы – высококлассные профессионалы. Ценность каждого педагога заключалась не только в высоких человеческих качествах, коими славятся учителя четвёртой, но и в том, что каждый имел за плечами бесценную советскую школу обучения, воспитания детей, которая была заложена в педагогических вузах и училищах. И в совокупности с новыми подходами, реформами образования педагогический коллектив стал одним из лидеров школьного образования в Ленском районе и в Республике в целом.
Вот в такой коллектив, возглавляемый директором школы Валерией Николаевной Скрынченко, я пришла работать учителем истории. До этого весь мой педагогический опыт состоял из работы по совместительству учителем мировой художественной культуры, когда группа из числа сотрудников районной библиотеки приняла предложение заместителя директора по НМР Марины Ивановны Балагуровой вести уроки нового предмета – МХК. Моя любовь к истории и литературе, библиотечное образование, работа в областной научной и в районной библиотеках не могли заместить отсутствие педагогического опыта, однако поддержка Валерии Николаевны, заместителей директора (завучей) школы Марины Ивановны, Зои Петровны Коноваловой, Любови Вениаминовны Кравченко, Ирины Анатольевны Мамаевой позволила преодолеть сомнения, неуверенность. Адаптация в школе проходила быстро, без бюрократических сложностей. Как не вспомнить Веру Васильевну Вагину – всегда корректную, выдержанную, блестящего организатора школьного делопроизводства, просто замечательного человека!
Ещё поддержку в правильности выбора работы в школе оказали ученики – самые лучшие, самые благодарные, самые умные, о каждом из которых сохранились тёплые воспоминания. Не все фамилии вспомнятся сразу, но пытливые глаза детей, их светлые лица, безусловно, остались навсегда в моём сердце. А ещё меня окружали замечательные люди, специалисты в своей предметной области – учителя, которые щедро делились своим опытом. Помню удивительные творческие уроки ИЗО Нины Александровны Киренской, глубокие философские уроки литературы Лидии Николаевны Родионовой, Натальи Семеновны Федуриной, потрясающе понятные мне, гуманитарию, уроки физики Людмилы Викторовны Алексеенко и Зои Петровны Коноваловой, методически безупречно выстроенные уроки химии Надежды Андреевны Мальцевой, уроки технологии Елены Веналиковны Кутявиной – уроки жизни, практических навыков, блестящие уроки Евгении Павловны Савченко, Натальи Петровны Островской, Галины Сергеевны Савенковой, Любови Владиславовны Маковской, опыт и талант которых удивительным образом выражался в подходах к каждому ученику.
Мои «университеты» продолжались не один год. Считаю, именно опыт педагогов школы (всех невозможно перечислить) – неповторимый, индивидуальный – способствовал моему становлению как учителя. Точкой моего образования стал пединститут Бурятского государственного университета, историческое отделение. Впрочем, не точкой, а запятой нужно назвать получение ещё и педагогического образования.
Как сказал К. Д. Ушинский, «учитель живёт, пока он учится. Когда он перестаёт учиться, в нём умирает учитель». Не перестаю восхищаться нашими учителями, как при неограниченности рабочего дня, писанной и неписанной нагрузке, они умудрялись систематически расширять и углублять специальные и педагогические знания, помимо уроков готовили спектакли, тематические вечера, конференции, дискуссионные клубы, циклы интегрированных уроков, выпускали газету «Крылья», организовывали работу музея «Молодая гвардия», радиоэфиры, турслёты, экспо-ярмарки и так далее. Старая истина «чем больше педагог работает над собой, тем лучше он будет преподавать» наилучшим образом характеризует наших учителей, которые никогда не останавливались на достигнутом, всегда поднимая для себя планку.
Общеизвестно, что есть две наиважнейшие профессии – учитель и врач. Первый формирует душу, второй лечит тело, и в этой мудрости убеждаешься с годами всё больше. Проходят годы, а понимание того, с какими же Учителями посчастливилось работать, только укрепляется. Многие продолжают свою миссию и сегодня, многие – на заслуженном отдыхе, а есть и невосполнимые потери – ушли мои коллеги Прошутинская Нелли Николаевна, Карих Галина Викторовна, Бородайко Вера Николаевна, Магдеева Татьяна Викторовна, которые оставили яркий след в истории школы.
Не могу не сказать несколько слов об интегрированных уроках, идейным вдохновителем которых являлась Марина Ивановна Балагурова, а локомотивом и разработчиком – Лидия Николаевна Родионова. Почему я считаю эти уроки классикой? Скажем прямо: по степени воздействия на ученика, по степени освещения темы урока с различных предметных областей, по степени координации усилий учителей-предметников, интегрированным урокам нет равных. Я не умоляю открытые уроки отдельного учителя, но на интегрированных уроках ученик получал цельную картину события или понятия. Интеграция не может заменить урочную систему, это невозможно и не нужно, но циклы интегрированных уроков в школе стали её брендом. Огромная заслуга Нины Александровны Киренской и других учителей, вовлеченных в эту работу.
О многом хочется сказать. Остановлюсь, пожалуй, на тех событиях, которые наиболее впечатались в память. Это детские творческие и исследовательские проекты. Время доказало, что навыки, полученные учениками в школе, привели многих из них к большим жизненным проектам! Я сегодня наблюдаю, как наши выпускники успешно реализуют свои проекты, ставшие делом их жизни. Реализуемые проекты стали их работой и карьерой, в этом есть вклад и четвёртой школы.
Сильной стороной школы, её особенностью была воспитательная, социально-психологическая работа. Она, как и учебная часть, зависела от специалистов, которые возглавляли это направление. Ими были заместитель директора по воспитательной работе Ирина Анатольевна Мамаева и заместитель директора по социально-педагогической работе Зоя Павловна Моякунова, которая и сегодня остаётся в строю. Рядом такие специалисты как Татьяна Юрьевна Ивановская, Ирина Владимировна Будко, Ирина Леонидовна Паршутина, Марина Васильевна Шаура.
Не могу не вспомнить неоценимую помощь школе со стороны Управляющего совета в лице Юрия Анатольевича Соловьёва, с которым мне посчастливилось работать в качестве заместителя директора по инновационно-методической работе. Личность, человек, глубоко погружённый в проблемы школьного образования, искренне и плодотворно решал их, опираясь на огромный опыт – опыт руководителя Ленского райкома комсомола. Вместе с Мариной Ивановной Балагуровой, вставшей на капитанский мостик после ухода на заслуженный отдых Валерии Николаевны Скрынченко, они повели школьный корабль далее по курсу.
Школа, опираясь на сплочённый коллектив, набирает обороты, становится всё более привлекательной для учеников, в разные годы получает статус пилотной школы, республиканской экспериментальной площадки, базовой школы стажировочной площадки Института развития образования и повышения квалификации имени С. Н. Донского-II.
Наш школьный корабль сегодня возглавляет молодой, перспективный руководитель Яковлев Яков Николаевич, и есть уверенность, что школа в его лице, во-первых, сохранит наработанный потенциал и, во-вторых, будет развиваться и открываться новыми гранями. Для подтверждения первого есть педагогический коллектив-костяк, стержень школы, а также помощь в лице Балагуровой М. И., ныне председателя Управляющего Совета школы, для второго – молодые педагоги со своим взглядом, амбициями (в хорошем смысле), своими подходами в деле обучения и воспитания детей. Остаётся пожелать родной школе, его славному учительству процветания, новых достижений, талантливых учеников. В добрый путь!
Николаева Дарима Дондоковна, учитель истории (2001-2013 гг.), заместитель директора школы по научно-методической работе в 2003-2013 гг.
г. Улан-Удэ