Педагог дополнительного образования – это специалист, который обучает детей дисциплинам, выходящим за рамки школьной программы, таким как робототехника, танцы, актёрское мастерство и так далее, или помогает укрепить, углубить и расширить знания по школьным дисциплинам – английскому языку, математике и прочим. «Допники», как их ещё называют, работают в государственных, частных и специализированных детских садах и школах, в клубах, кружках и центрах развития. В их обязанности входит развитие детей с помощью игр, рисования, изготовления поделок, танцев, участия в конкурсах.
Мы поговорили с Евгенией Ивановой, которая является педагогом дополнительного образования в МКУ ДО «Сэргэ». Она ведёт два направления – «Волшебные нити» и изостудию «Радуга».
Наша героиня родилась в Ленске в 1981 году, выросла в Орто-Нахаре. Мать – Антонина Васильевна – работала в местном медицинском пункте фельдшером, а отец – Владимир Васильевич – трудился на электростанции машинистом дизельных устройств. Ещё у Евгении есть младшая сестра. В семье с ранних лет детей приучали к труду и дисциплине, за что сейчас наша героиня благодарна родителям.
С детства Евгения очень любит животных, она даже мечтала стать ветеринарным врачом, как её родственница, которая постоянно ходила на вызовы к больным животным. Девочка была её частой спутницей. Но мечту воплотить не получилось: в сельской школе не всегда были учителя химии, качественные знания по этому предмету получить не удалось. Зато с раннего детства Евгения умела рисовать, её привлекало изобразительное искусство. В школьном возрасте она посещала кружки изо и шитья.
– Если я считала, что урок скучный, я сидела на задней парте и рисовала. Если было негде рисовать, я «разворачивала» свою изобразительную деятельность на партах, и мне приходилось потом их отмывать.
Одним из самых уважаемых и любимых педагогов девочки была учитель рисования: юная Женя восхищалась её талантом и профессионализмом. По окончании школы Евгения решила поступить в Намское педагогическое училище, где получила профессию «Учитель изобразительного искусства, черчения и технологии», в дальнейшем поступила в Саха государственную педагогическую академию на специальность «Учитель изобразительного искусства».
Евгения Владимировна считает, что профессия педагога дополнительного образования весьма увлекательна, полна творчества и общения с детьми. Евгения рекомендует её своим обучающимся, которые увлекаются изобразительным или декоративно-прикладным искусством. Чтобы стать специалистом в этой области, необходимо любить искусство – изобразительное или декоративно-прикладное – и иметь соответствующее образование. Профессия педагога требует большой самоотдачи, поэтому важны такие качества как дисциплинированность и строгость к себе.
– Главное в работе педагога дополнительного образования – это любовь к детям и к своему делу. Самое сложное в работе с детьми для меня и, скорее всего, для многих педагогов – это оставаться спокойным на занятиях при любых жизненных ситуациях и условиях.
Евгения придерживается нескольких принципов воспитания детей:
- Принцип опоры на положительные черты обучающегося;
- Принцип гуманизма, когда педагог уважает и ценит личные границы воспитанников, верит в их возможности и способности;
- Принцип научности, когда нужно опираться на научные факты в обучении, на педагогические и психологические теории;
- Принцип целостности;
- Принцип демократичности;
- Принцип связи обучения с жизнью.
Наша героиня рекомендует к прочтению труды выдающегося педагога Антона Макаренко и книгу Николая Козлова «Простое правильное детство». Евгения Владимировна считает, что современный педагог должен находиться в постоянном состоянии самосовершенствования. Дети XXI века отличаются от детей прошлого столетия, они свободны от многих табу и обязательств, не идут по общему навязанному пути, а выбирают свой.
– Современные дети легче, чем любой взрослый, осваивают компьютерную технику, при этом читают меньше книг и сложнее сходятся с людьми. У них меньший объём памяти, возможно, потому что в настоящее время есть Интернет или они потребляют излишний поток различной информации из гаджетов. Я считаю, что от гаджетов больше вреда, но есть и польза.
Чтобы у педагога не было эмоционального выгорания, Евгения советует больше отдыхать, уделять время себе, семье, хобби, уметь переключать фокус внимания. В свободное время она любит заниматься точечной и обычной росписью, витражной росписью, макраме, вязанием крючком, лепкой из теста. Предпочитает изучать разные виды декоративно-прикладного творчества. Евгению вдохновляет многое: красота природы, животного и растительного мира, музыка, фильмы, а также мастерски исполненные творения декоративно-прикладного и изобразительного искусства.
Объединение «Волшебные нити» ведёт свою деятельность с 2019 года. Кружок посещают дети из подготовительных групп детских садов и старше. Изготавливают разные поделки, игрушки, украшения для себя и дома, картины, панно и прочее, обучаются разным техникам работ из нитей: аппликации, ниткографии (рисованию нитками), изонитям, макраме, вязанию крючком. Также в этом году Евгения Владимировна ввела новые техники работ, такие как ткачество на картоне и тафтинг (ковровая вышивка). Дети обучаются три года, а желающие продолжить обучение остаются ещё на два года.
В изостудии «Радуга» Евгения Владимировна преподаёт с 2022 года, здесь дети обучаются рисованию с применением нетрадиционных техник, это позволяет развить интерес к изобразительному искусству и помогает устранить страх перед рисованием, который бывает у некоторых детей. Евгения рекомендует детям записываться и посещать занятия в МКУ ДО «Сэргэ».
Педагог дополнительного образования – важный человек в жизни ребёнка, помогающий расширить горизонт творческого потенциала, сформировать новые когнитивные навыки, которые ребёнок может не получать в повседневной жизни, но которые окажут положительное влияние на процесс формирования личности.
Коллектив газеты «Ленский вестник» благодарит Евгению Владимировну за уделённое время и поздравляет всех с Днём работника дополнительного образования! Творческих высот и неугасимой энергии!
Лариса Мамцева.
Фотографии из архива Е. Ивановой.