Ираида Безносова: «Здесь легко не бывает»

Быть подростком, конечно, незабываемо, но тяжело. Внутри тебя бушуют гормоны, мир постоянно меняется, но у тебя пока нет достаточного опыта, чтобы правильно реагировать на то или иное явление, из-за этого ты срываешься, что вызывает осуждение, и кажется, будто ты совершенно один, некому понять и поддержать тебя…

Но это не так! Всемирная организация здравоохранения объявила 2 марта Международным днём психического здоровья подростков, чтобы напомнить: если тебя что-то гложет, если на душе неспокойно, если ощущаешь безысходность, обратись к специалисту, который поможет разобраться в вихре переживаний.

В честь этой важной даты мы побеседовали с тремя психологами города Ленска, работающими с подрастающим поколением: Ираидой Безносовой, Викторией Гавриловой и Екатериной Егориной. Они помогли нам составить комплексную картину того, как подростки живут в нашем городе.

***

Ираида Владимировна Безносова работает психологом стационарного отделения в Ленском социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних. Она – педагог-психолог I категории, клинический психолог и психолог в социальной сфере. Её деятельность состоит не только в сохранении и укреплении психологического здоровья детей, в их гармоничном развитии, но и в профилактике безнадзорности и правонарушений, психодиагностике, психокоррекционных и развивающих занятиях, психологическом консультировании и просвещении.

Так как я работаю в стационарном отделении, где временно проживают дети в возрасте от 3 до 18 лет, я часто слышу фразы «Хочу домой, хочу к маме», особенно – от тех ребят, которые подолгу проходят реабилитацию в нашем Центре. Поэтому первой нашей задачей является окружить ребёнка заботой, вниманием и любовью. Разлука с мамой – это всегда большой стресс для ребёнка, какой бы она ни была. Поэтому психолог включается в работу с первой минуты, как ребёнок переступит порог Реабилитационного центра.

Часто дети, оказавшиеся в Ленском СРЦН, уже имеют целый багаж психологических проблем из-за долгого нахождения в травмирующей ситуации внутри семьи. Каждый случай тут по-своему сложен, и к любому ребёнку необходим индивидуальный подход.

– Нередко в Ленский СРЦН попадают дети, которые не имеют элементарных навыков самообслуживания – ходить на горшок, кушать, одеваться, не имеют представления о личной гигиене. У других воспитанников нужно работать с агрессией, высокой тревожностью, а в ряде случаев – иметь дело с проявлениями девиантного поведения – склонностью к бродяжничеству, воровству, злоупотреблению спиртными напитками, а порой – с суицидальными намерениями.

Главная цель Ленского СРЦН – показать ребёнку, что есть другая модель отношений в семье, другая жизнь, где ребёнок – главная ценность, а забота о нём – первична. Чаще всего в Центр поступают дети из семей, где родители злоупотребляют спиртными напитками.

Мы направляем таких родителей к врачу-наркологу с целью консультации и лечения. Но порой законные представители не признают алкоголизм проблемой. Важное в работе с такими семьями – это их прошлое, их детство, так как очень часто причина алкоголизма кроется в семье или связана с психологической травмой.

В практике Ираиды Безносовой немало случаев по работе с детьми после жестокого обращения и насилия. Например, в прошлом году четыре девочки проходили реабилитацию в Центре после совершения в отношении их преступления против половой неприкосновенности.

По словам Ираиды Владимировны, в последнее время участились случаи конфликтных ситуаций между родителями и их детьми-подростками: законные представители не могут найти общий язык с чадом, ситуация в семье становится невыносимой и требует коррекции. В итоге ребёнок самостоятельно приходит в Центр и поступает по личному заявлению. Начинается работа психолога по оптимизации детско-родительских отношений. Положительный результат наступает тогда, когда и родители, и ребёнок принимают участие в тренингах, семейной медиации, консультациях, диагностике, имея общую цель – наладить взаимоотношения и не совершать повторные ошибки.

У психологов на каждый случай имеются различные методы в работе, но один из самых действенных – это дать возможность ребёнку высказаться, сообщить о своих чувствах, прожить эмоции и понять природу такого поведения. А ещё – показать ему, что можно жить по-другому, стоит только разорвать порочный круг.

Если первые дни ребёнок ещё закрывается, то спустя время он сам нередко спрашивает: «Можно я поплачу у вас в кабинете?». Это говорит о том, что терапия не прошла зря. Очень действенно в детском возрасте упражнение «Мешочек гнева», когда ребёнок может сколько угодно кричать, говорить, что ему не нравится, что болит, что беспокоит, или написать на листе бумаги. Когда он освободился от негативных эмоций, ему становится легче, и говорить с ним о проблемах уже не так сложно.

В стабилизации психоэмоционального состояния воспитанников помогает комната психологической разгрузки (дети называют её «волшебной комнатой»). В ней можно погрузиться в атмосферу спокойствия, гармонии, безопасности, которой порой так им не хватает.

Пока дети находятся в Ленском СРЦН, параллельно ведётся работа и с родителями. Психологи Центра всегда готовы выслушать и другую сторону, найти точки соприкосновения, помочь родителям наладить отношения со своим ребёнком.

– Конечно, душа радуется, если родители становятся на правильный путь, а у ребёнка возникает перспектива вернуться домой.

На вопрос, что в её работе самое сложное, Ираида Владимировна отвечает: здесь легко не бывает. Некоторые родители обещают забрать домой, делают над собой усилие, дают ребёнку надежду на возвращение в семью, а в последний момент срываются и возвращаются туда, с чего начинали. Ещё сложнее, когда ребёнок находится не один месяц в Центре, а родители ни разу не навестили его, а он ждёт, верит, что мама придёт.

– Мы всегда готовы помочь родителям вернуть своего ребёнка, даём рекомендации, но это работает только в том случае, когда у родителей есть желание. Нелегко говорить ребёнку, глядя ему в глаза, что родители не справились, и он уезжает в Центр семейного устройства – детский дом (хотя этот термин я стараюсь не произносить). В этот момент у ребёнка всё рушится, он чувствует себя обманутым, преданным, никому не нужным. Моя задача – успокоить и быть рядом. Уже после того, как эмоции стихнут, я начинаю работать над перспективами ребёнка, ресурсами, которые ждут его в будущем. Обязательно акцентируем внимание на профориентировании, если ребёнок подросткового возраста, и дальнейшем обучении.

Когда наши воспитанники выбывают из Центра, мы стараемся поддерживать с ними общение и дальше: некоторые пишут, звонят, скучают, просят совета. Мы уверены, что работа психолога не проходит даром и любое слово оставляет свой след.

 

Анна ИЛЬЧУК.

Фотографии предоставлены И. Безносовой.