К юбилею Ленского района

Из книги, опубликованной к 30-летию района редакционно-издательским отделом газеты «Ленский вестник»

Ленск. Именем своим этот один из самых молодых городов Якутии обязан великой северной реке. Расположился он на крутой излучине ее левого пойменного берега среди океана девственной тайги. По другую сторону – сопки, и куда ни кинь глаз – все та же тайга. Струит меж берегов свои воды река далеко-далеко на Север.

Не будь Лены, намного труднее жилось бы людям, обитающим здесь. Река эта, по которой идут в период навигации караваны и караваны судов, кормит и одевает. Один только Ленск принимает и перерабатывает за лето сотни тысяч тонн грузов. Многие из них предназначены Мирному. Потому-то и дали в свое время городу название «Ворота алмазного края». Ныне Ленск служит не только перевалочной базой. Здесь развиваются новые отрасли промышленности, крепнет строительная индустрия. В окрестностях города разведаны и готовятся к разработке богатые запасы нефти и газа. Увеличивается производство деловой древесины, ведется пушной промысел. Возрождаются села, где появились крестьянские хозяйства, развивается фермерство. Экономика втягивается в рамки рыночных отношений, меняется форма собственности предприятий, идет их акционирование. Налаживаются связи с зарубежными фирмами.

Заботясь о завтрашнем дне, ленчане бережно хранят память о прошлом. История не скупилась в отношении Приленского края. О делах минувших и сегодняшних, о перспективах на завтра узнаешь ты, уважаемый читатель, перелистав эти страницы.

Живи и помни

Исследуя бассейн «великой в свете» реки Лены, русские землепроходцы не случайно обратили внимание на угожие места при слиянии с ней речек Чанчиковой и Мухтуйки. Уж больно обильны были они и рыбой, и зверем. Еще заприметили дотошные пришельцы наличие у проживающих здесь инородцев «узорочные каменья разного роду». А сколько было у тех же тунгусов и якутов пушнины! Все это вместе и определило выбор места становища, получившего название Мухтуя. Случилось это в первой половине XVII века.

Развивалась Мухтуя мучительно медленно. Промышленники сюда нос не совали, ибо слишком глухо было вокруг, слишком далеко находились дороги. Значит, и развивать производство невыгодно. А вот купцов, промышляющих людей такое положение устраивало. Ничто не мешало им добывать здесь пушнину или скупать ее за бесценок у местного населения. Взамен связок с драгоценными соболями охотникам предлагали порох, дробь, рыболовные снасти, муку и, конечно же, спирт. Пьяный тунгус отдавал за спирт все, что имел. И если после хмельной драки оставался жив, вновь уходил на промысел – без муки, без сахара, без спичек.

 

Мухтуя. В переводе со старого эвенкийского – это вода, собравшаяся со многих мест.

Издревле край ленский считался богатым на полезные ископаемые. «Лесной чашей самоцветов» назвал его натуралист и этнограф Яков Линденау, по следам которого пришли участники первой великой морской экспедиции Витуса Беринга. На ленской земле Беринг не просто заканчивал подготовку к переходу, но и положил начало Пеледуйской судоверфи, сыскав здесь корабельные рощи.

В ряду исследователей Западной Якутии особняком стоит имя солдатского сына, будущего российского академика Степана Петровича Крашенинникова. Ряд маршрутов он посвятил изучению месторождений слюды на Витиме, Кемпендяйского соляного месторождения на Вилюе. Живописно. С удивительной этнографической щедростью. С.П. Крашенинников описал быт и нравы промышленных людей Витима и Пеледуя, обряды и верования коренных обитателей Средней Лены – тунгусов и якутов. Из-под его пера вышла работа о методах добычи соболя, белки и горностая в ленской тайге.

Через Витим, Пеледуй и Мухтую пролегли пути многих других исследователей Севера.

Для налаживания торговых, экономических и деловых связей к середине XVII века полетели в наши края почтовые кибитки. Чтобы ускорить их движение, Якутская воеводская канцелярия решила проложить Иркутско-Якутский тракт. Эту затею осуществил служилый якут Захар Баишев. Проходил тракт и через территорию нынешнего Ленского района, где находилось 15 почтовых станков. Помимо ямщиков в них жили крестьяне, смотрители, чиновники, казаки, мещане, купцы. Тракт стал связующей нитью взаимодействия культур русского и якутского народов, других коренных жителей Приленья и сыграл огромную роль в экономической и общественно-политической жизни Якутской области.

Широкую известность получил и другой тракт, проходивший по Лене, — «кандальный». В Витиме и Мухтуе отбывали ссылку декабристы Назимов, Заикин, Краснокутский, Загорецкий. В Витимском остроге содержался писатель-демократ Н.Г. Чернышевский. Позже в наши края ссылали большевиков.

Бывал на Лене и известный писатель В.Г. Короленко. В одну из долгих северных ночей нашел он пристанище в нюйской избе, где сложился замысел рассказа «Последний луч». И сейчас внимательный читатель заметит в рассказе описание природы, населения, обычаев, свойственных Нюе. Кстати, изба эта сохранилась и по сей день.

Возвращаясь из кругосветного путешествия на фрегате «Паллада», останавливался в Мухтуе И.А. Гончаров. Он писал: «Мухтуй здесь называют Парижем, потому что крестьяне (из ссыльных) ходят в пальто и танцуют кадрили»…

Шли годы, но мало что менялось в северных краях. Развитие Мухтуи практически замерло, и к началу нынешнего века в ней насчитывалось не более полусотни дворов.

Некоторые перемены произошли после октября 1917 года. Появились колхозы, возникли новые предприятия. В 30-е годы на территории района действовали Пеледуйская судостроительная верфь и солезавод, Мухтуйский золотодобывающий прииск, промкомбинат.

Тяжелейшие испытания выпали на долю северян в годы Великой Отечественной войны. Вместе со всей страной они работали на фронт. И вместе со всей страной праздновали победу. А потом…

За алмазной гранью

Кто знает, как сложилась бы дальнейшая судьба Мухтуи, не найди геологи на территории Ленского района алмазоносные трубки. Это открытие повергло руководителей алмазных синдикатов за рубежом в изумление. В конкурентах они не нуждались, и на первых порах их успокаивала труднодоступность месторождений. Южно-африканская газета «Дейли Эфрикэн Ньюс» писала: «Русские много раз удивляли мир. Их энтузиазм и особое понимание долга стоят на уровне того, что называют героизмом. Но бывает непреодолимое. Таким непреодолимым стали якутские алмазы. Если русским удается прорвать таежную блокаду в ближайшие десять лет – нам придется поверить в невозможное».

Невозможность свершилась. А генеральное наступление на край дремлющих богатств началось из Мухтуи. С открытием навигации 1955 года сюда были доставлены четыре разборных домика для Амакинской экспедиции. По сути дела, это явилось первым шагом в создании перевалочной базы со складскими помещениями и транспортными средствами.

Грузы шли сплошным потоком. Часть временно оседала в Мухтуе, остальные в срочном порядке отправлялись в палаточный Мирный. Первая колонна автомобилей ушла в октябре 1956 года, следом за ней – еще две. Открылись регулярные рейсы по зимнику.

Из Осетрово тем временем сообщали, что туда продолжают поступать оборудование и строительные материалы для алмазодобытчиков. Ждать новой навигации и терять драгоценное время было нельзя. Оставался единственный путь – авиация. Но площадка в Мухтуе была рассчитана лишь на самолеты типа ПО-2 и АН-2. Начальники Мухтуйского и Витимского аэропортов Н.И. Колло и Н.А. Семенов предложили оборудовать площадку для приема тяжелых самолетов на замерзшей Лене. С помощью бульдозера сбили торосы, потом нарастили толщину льда, поверхность выровняли, укатали. Представитель Иркутского управления гражданской авиации, принимавший площадку, авторитетно заявил: «Не хуже Внуковского».

На следующий день здесь приземлились самолеты. Ледяной аэропорт заработал без выходных. Прямо по соседству с ним вырос большой склад. Стали прибывать люди. Под жилье приспосабливались любые мало-мальски подходящие помещения. И все равно было тесно. Спали по очереди: одна смена работает, другая отдыхает. Началось строительство первой очереди речного порта, причальной стенки, объектов жилья, культурно-бытового и коммунального назначения.

Одной из важнейших задач в ту пору было сооружение круглогодичной дороги Мухтуя – Мирный. Она вошла в строй уже в августе 1959 года.

Создание алмазодобывающей промышленности благотворно сказывалось на социально-экономическом положении Ленского района. Менялась на глазах и седая Мухтуя. Росли дома, появлялись новые улицы, преображались старые. И у каждой – своя судьба, своя история. Вот центральная магистраль – улица Ленина. Сегодня она по праву считается аккумулятором жизни города, местом всенародных празднеств, средоточием предприятий торговли и сферы услуг. А раньше? В 1957 году улицы в теперешнем понятии не было, намечались лишь контуры. Но именно отсюда, можно сказать, начались алмазы. Здесь была отведена территория для базирования Амакинской экспедиции, откуда уходили в поиск последователи Юрия Хабардина, «закурившего трубку мира». В 1960 году на улице открылся новый кинотеатр «Лена». Его зал вмещал 250 человек, и чтобы фильм посмотрели все желающие, демонстрация растягивалась на 15-20 дней. По улице Ленина прошел первый автобус.

Сегодняшнюю центральную часть Ленска на стыке 50-60 годов называли «базой». И было это, наверное, правильно. Кстати, единственный в ту пору на «базе» магазин находился на месте нынешнего «Старта». Торговали в нем посудой и обувью, черной икрой и одеждой.

Вышки в тайге

В июле 1963 года рабочий поселок Мухтуя получил статус города и стал называться Ленском. Началась новая веха в его биографии. Как и прежде, он выполнял роль крупнейшего транспортно-складского узла юго-западной части Якутии, но старые традиции стали все теснее переплетаться с новыми. В «городе шоферов», как ранее называли Ленск, получили прочную прописку геологи, престижной стала профессия строителя.

Сегодня на территории района сконцентрированы мощные силы разведчиков недр. Объясняется это просто. Сибирская платформа, на которой находится Ленский район, является основным резервом для создания нового нефте- и газодобывающего центра востока России. Она располагает значительными запасами углеводородного сырья. Эксплуатация месторождений сыграет значительную роль в развитии минерально-сырьевой и топливно-энергетической базы Республики Саха (Якутия). Вблизи столицы алмазного края ленские нефтегазоразведчики открыли Иреляхское месторождение газа. Это позволило в исключительно сжатые сроки начать его эксплуатацию. Уже несколько лет действует газопровод от Среднеботуобинского месторождения в Мирный. На очереди – газификация Ленска.

Богат район и нефтью. Скважину, давшую первый промышленный проток в среднем течении реки Мурбай, пробурила бригада известного мастера В.Г. Кузьмина из Среднеленской экспедиции (ныне государственное предприятие «Ленанефтегаз»).

Сегодня национальная нефтяная компания Республики Саха (Якутия) свои основные надежды возлагает на Талаканское месторождение, что неподалеку от Витима. Там находятся самые крупные скопления нефти, и обустраиваться промысел будет по самым современным меркам. Если сегодня в республике на первых местах стоят алмазы и золото, а только потом нефтедобыча. То вскоре ситуация может поменяться и эта отрасль станет ведущей. Изменится, соответственно, и роль Ленского района.

Точки на карте района

Один из самых колоритных населенных пунктов района – Витим. После открытия в Бодайбо золотых приисков крошечная, в несколько крестьянских дворов деревня превратилась в большое зажиточное село. Жажда обогащения привела сюда предприимчивых людей со всех концов империи и из-за ее пределов. Работа в Бодайбо была сезонной. После того, как наступали заморозки, старатели получали расчет. Администрация приисков отвозила их до Витима, а отсюда они должны были добираться за свой счет. Транспорта не хватало, люди надолго оседали в селе, пускались в загулы. Приискателей принимал каждый дом, их поили, обстирывали, обирали. За золото можно было получить все. Витимские крестьяне на эти доходы строились, кормились, держали скот. В народе их называли «ленскими дворянами».

Всего хватало в селе для утехи русской бесшабашной души: кабаки, лавки, частные бани, публичный дом. «Хитрые» домики, за дверями которых безвозвратно исчезали «джентльмены удачи», резня из-за блудниц и просто пьяные драки старателей. Доходившие до убийств, — все это было в истории поселка, названного в романе В. Шишкова «Угрюм-река» Разбой-селом.

Приметы сегодняшнего Витима – база геологического предприятия, технический участок бассейнового управления водопути, один из ведущих в Якутии леспромхоз.

Корабельной стороной называют рабочий поселок Пеледуй. Здесь находится одна из крупнейших ремонтно-эксплуатационных баз флота и Ленского пароходства. Газеты республики еще в 1934 году писали: «Почти за год в тайге построено большое, не имеющее себе соперников в Якутии, индустриальное предприятие, которое за десять месяцев своего существования построило рейдовые морские баржи общей грузоподъемностью 1300 тонн и самоходный флот».

Рос Пеледуй очень быстро. В 1938 году он перешел в разряд поселков городского типа. В это время по всей Лене прогремели имена кораблестроителей И.Ф. Бутакова, А.В. Морозкина, Н.П. Дроздова, А.С. Лосева, К.Е. Белявского, П.А. Антипина.

Во время Великой Отечественной войны корабелы Пеледуя построили барж общей грузоподъемностью 125 тысяч тонн. Их труд неоднократно отмечался Государственным Комитетом Обороны.

Ныне в Пеледуе помимо базы флота действует профессионально-техническое училище, готовящее речников. Много скульптурных памятников, созданных самобытным мастером Ю.А. Свистуновым. Сохранилось здание русской православной церкви XVIII века.

Неповторимый колорит району придают якутские национальные села Толон, Натора, Орто-Нахара и другие. Крупнейшим из них является Беченча. У въезда в село – традиционная коновязь – сэргэ. Для якутов она больше чем символика, ибо означает не только колорит и уклад жизни, но и свидетельствует о глубоком знании истории, об уважении к традициям своего народа. «Гостей у сэргэ встречали, шли от сэргэ на врага. Предков святое правило – не забывая прошлого, к сэргэ возвращаться в печали и радости».

Многое помнит Беченча. И братоубийственную гражданскую войну, и тучные табуны зажиточных крестьян, и коллективизацию. Живет село, свято храня национальную культуру. Здесь прекрасный парк. А какие дома стоят – каменные, о двух этажах. Картинки, а не домики. Да и могут ли они быть иными, если всяк себе архитектор и для себя же старается.

В Беченче обычно проводится районный ысыах – самый любимый якутский национальный праздник. Это красочное действо с выступлением жреца-алгысчыта, осуохаем, конными скачками, увеселениями, соревнованиями и угощениями происходит на лоне природы и собирает множество гостей.

Небезынтересна судьба Батамая. При укрупнении колхозов село оказалось покинутым. Лет восемь никто не жил там, дома разрушились, и тайга уже готовилась поглотить былое обиталище человека. Но люди вернулись. Отстроили новое село, а когда оно перешло под начало «алмазников», его облик и вовсе стал неузнаваемым. Трудно поверить, что когда-то Батамай хотели похоронить.

Что ни точка на карте района – то кладовая памяти, веха истории. Сама Мухтуя славилась своими мастерами-лодочниками. Мурья по праву считалась одним из лучших почтовых станков. Нюя и Салдыкель приютили без вины виноватых людей – сосланных из Поволжья немцев.

Приметы времени

Ну а что являет собой Ленск сегодня? В городе пять крупных автотранспортных предприятий, мощный речной порт, авторемонтные мастерские, которые не имеют себе аналога в Якутии. Сооружением жилья, объектов промышленного и гражданского назначения занимаются несколько подрядных организаций, ведущей из которых является «Якуталмазстрой». Крепнет база стройиндустрии. Действует комбинат строительных материалов, возводится цех крупнопанельного домостроения. Развивается социальная сфера, город благоустраивается, его улицы одеваются в бетон. Раздвигают границы новые микрорайоны – Разведчик, Звездный, Спутник, Светлый, Ханайдах.

К традиционным видам деятельности – переработке грузов, разведке недр, автомобильным и речным перевозкам, выпуску пиловочника и сборного железобетона – добавляются новые. Это добыча золота, изготовление мебели, других товаров народного потребления. Расширяет сферу влияния малый и средний бизнес. И вклад ленчан в экономику Республики Саха (Якутия) будет постоянно возрастать. Возможности для этого есть. Тем более, что в апреле 1993 года подписано постановление правительства «О некоторых вопросах социально-экономического развития Ленского района в связи с созданием нефтегазодобывающей и нефтегазоперерабатывающей промышленности».

В городе пять средних школ и вспомогательная школа-интернат, центр обучения молодежи, в которых занимается около шести тысяч человек. Есть профтехучилище, открылся филиал Иркутского политехнического института. Хорошо развита сеть детских дошкольных учреждений. Действуют Центр досуга и народного творчества, Дом культуры «Металлург», библиотеки, краеведческий музей, стадион «Алмаз», спортивный комплекс «Олимп».

Своеобразная особенность Ленска – мозаичные панно и монументальные росписи, которые украшают фасады и интерьеры многих общественных зданий, учреждений культуры, да и просто жилых домов. В городе начала складываться собственная школа художников. Ее представители В. Стадник, А. Компанеец, В. Кудрин, Г. Соцкий, В. Балаев и другие обладают незаурядной техникой, имеют свою манеру и работают весьма плодотворно.

С каждым годом Ленск привлекает к себе все большее число туристов. Особенно много их летом, в период навигации. Людей манят синь речной воды, живописные берега, колоритные населенные пункты, удивительная красота северных белых ночей. Местом паломничества может стать карстовая пещера с 25-метровым водопадом и подземным озером, находящаяся в семи километрах на юго-запад от Ленска.

Есть что посмотреть в городе и его окрестностях. И еще больше будет завтра.

…Три десятилетия в истории города – срок невеликий. Но, оглянувшись назад, мы убеждаемся, как много уложилось в этот короткий промежуток времени. Небольшой мыс, омываемый водами великой реки и определявший некогда границы Мухтуи, стал лишь малой деталью в панораме Ленска. Но деталью основополагающей, ибо родом город от нее. И забывать об этом нельзя. Тот, кто не помнит прошлого, не имеет и будущего.

 

Фото из архива Сергея Москвитина, Юрия Синягина