Как становятся капитанами: Валерий Литвинцев почти 50 лет работает на флоте

На днях в Ленск прибыл теплоход «СК-2098» судоходной компании «АЛРОСА-ЛЕНА» с 3 342 тоннами селитры для нужд компании АЛРОСА. После выгрузки теплоход продолжит свой рейс до посёлка Мохсоголлох, чтобы привезти в наш город цемент, а затем направится в Усть-Кут. «СК-2098» – большое судно, которое идёт с баржей-приставкой грузоподъёмностью 2 500 тонн. За период навигации экипаж успевает совершить до 12 рейсов.

О своей профессии газете «Ленский вестник» рассказал капитан теплохода «СК-2098» Валерий Литвинцев. В капитанской рубке – полный порядок: на оборудовании – ни пылинки, в стопку сложены судовые журналы. У строгого и требовательного капитана Литвинцева не забалуешь!

Эту баржу нам передали в этом году после среднего ремонта, мы её ждали, – рассказывает капитан.

Валерий Геннадьевич Литвинцев родился в городе Черемхово Иркутской области, закончил Пеледуйское СПТУ-6, где готовят работников речного флота. Набирался опыта там же, в Пеледуе: работал на танкере «Ленанефть» рулевым-мотористом, на «Чешках» (суда чешского производства, которых сейчас на Лене нет) – вторым, а позже – первым помощником капитана, на буксире «ОТ-2048» – первым помощником капитана. Стаж работы в речном флоте у опытного капитана солидный – 48 лет, с 1976 года. Службу в армии проходил в составе Тихоокеанского флота.

Можно сказать, что вся жизнь у нашего героя связана с флотом. После армии уехал в Осетрово, где трудился на судах при речном порте, а с 2001 по сегодняшний день он является опытнейшим сотрудником СК «АЛРОСА-ЛЕНА». Начинал в компании с должности механика, а в 2006 году его назначили капитаном «СК-2098». С тех пор Валерий Литвинцев не расстаётся с любимым теплоходом, считает его вторым домом. Здесь он знает каждый уголок, сам с экипажем зимой занимается ремонтом, знает его как свои пять пальцев.

Огромный теплоход с баржей – большая ответственность для всего экипажа, но содержат его в хорошем техническом состоянии, чистоте и порядке, своевременно осуществляют ремонт и техническое обслуживание.

Раньше, в 2000-ые, мы ходили в Приленск, Жиганск. В разные времена возили грузы для Амакинской и Арктической экспедиций. Потом Арктическую расформировали, мы обратно вывозили груз. Одно время ходили на Джарджан (ниже Жиганска): туда привозили буровые установки. В Николаево тоже промышленный груз. Бывало, ходили до Кюсюра, – вспоминает опытный речник.

Полный рейс у теплохода проходит по маршруту «Усть-Кут – Ленск – Мохсоголлох» и обратно, топливо как раз рассчитано на это расстояние, а продуктами запасаются по пути следования. Теплоход не останавливается ни днём, ни ночью, пока не дойдёт до пункта назначения. Погодные условия ему не помеха.

Экипаж опытный, состоит из десяти человек. В этом году взяли двух практикантов – студентов училища. Капитан, механик и второй штурман работают на постоянной основе. Мы же делаем ремонт. Обычно он начинается в феврале с ремонта движительно-рулевого комплекса, затем идут корпусные работы. Вахта у нас круглосуточная: с полуночи до четырёх часов утра – моя, с четырёх до восьми заступает второй штурман, с восьми до двенадцати – старший помощник капитана и так далее по очереди.

Самой сложной навигацией капитан считает те времена, когда на Лене было мелководье: местами ходили совсем медленно, задевая дно реки. Но отработал экипаж «СК-2098» без аварий и происшествий, доставив весь груз до места назначения.

А самыми незабываемыми рейсами считаю тот период, когда мы ходили на Север: Жиганск, Приленск, Кюсюр, рейсы на Яну, Индигирку. Может это чувство ностальгии связано с тем, что тогда я только начинал работать на флоте. Ходили из Пеледуя с северным завозом. Север не забыть никогда, хоть и было тяжеловато: мы переплавляли туда плоты, груз, шли долго, но там особенная природа. Кажется, что деревьев нет, пусто, но это совсем не так: там всё живёт своей жизнью. Казалось бы, суровый климат, но там особенная красота.

Опытный капитан признаётся, что путь от Усть-Кута до Ленска он изучил вдоль и поперёк и может проходить по нему без карты. За годы работы знает и глубинные, и мелководные места.

Мне нравится работать в СК «АЛРОСА-ЛЕНА». Компания заботится о сотрудниках, участвует в повышении квалификации, обеспечивает всем необходимым. От таких условий не захочешь уходить в иную организацию, где после навигации надо увольняться, а весной – наниматься заново и гадать, возьмут ли тебя на работу. К тому же, теперь компания развивается, выстраивает коммуникацию с коллективом, вовлекает каждого в процессы, да и за все годы работы знаю почти всех, – говорит о компании опытный сотрудник.

У Валерия Геннадьевича большая семья: супруга Лидия Анатольевна, двое сыновей и дочь. У детей уже есть свои семьи. Сын Геннадий пошёл по стопам отца: работает в Ленском объединённом пароходстве на «Ленанефть-2057» старшим помощником капитана. Второй сын, Сергей, живёт в Пеледуе, работает в электроцехе. Дочь Анна проживает в Иркутске со своей семьёй. Бабушка и дедушка помогают ей в воспитании дочки, ведь Лидия Анатольевна уже на заслуженном отдыхе. До выхода на пенсию она трудилась главным бухгалтером в системе флота. Она – известный человек в городе, строитель Байкало-Амурской магистрали, делегат XIX Съезда ВЛКСМ от западного участка БАМ.

Флот – часть моей жизни. Начинается май – и уже тянет на реку, а осенью как-то грустно становится в конце навигации. Мои родные привыкли, что летом меня нет: я работаю. Семья – мой надёжный тыл. Это те люди, которые меня ждут и любят, всегда поддерживают.

Когда старший сын был маленьким, Валерий Геннадьевич брал его с собой в рейсы. Жили тогда в Пеледуе.

Там все – речники, и все брали детей в рейсы. Они так и ходили с нами всё лето, нам помогали, постигали азы профессии с малолетства, – вспоминает с улыбкой Валерий Литвинцев.

Увлечений зимой у бравого капитана несколько. Он не любит сидеть без дела: катается на лыжах (это занятие ему нравится с молодости) и занимается стрельбой в военном клубе «Патриот» в Иркутске. Любимая собака тоже не даёт покоя – гулять с ней надо несколько раз в день в любую погоду. Осенью любит поохотиться с друзьями, а летом, если есть время, – порыбачить.

Корабль – это зона очень ответственная. Надо постоянно быть начеку, не теряться во внештатной ситуации. На воде ценится смелый, уверенный, решительный человек. И любопытный: необходимо желание изучать новое, заниматься самообразованием, постоянно совершенствоваться. Но у нас очень интересная работа. Казалось бы, места те же, но каждый раз природа разная. Люблю я родные ленские места, – подытожил речник с почти полувековым стажем.

Ольга Васильева.

Фото автора и из архива В. Литвинцева.