Как в дошкольных образовательных организациях Ленска помогают особенным детям

В нашем городе работают девять дошкольных образовательных организаций, основной целью которых является реализация образовательных программ дошкольного образования, а также осуществление присмотра и ухода за детьми. Каждая из них разрабатывает свои образовательные программы. Чтобы родителям было легче подобрать подходящую программу для своих детей, мы расскажем о некоторых дошкольных образовательных организаций нашего города.

Детские сады «Искорка», «Чебурашка», «Золотой ключик», «Теремок» и «Белочка» реализуют основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности, а «Солнышко», «Звёздочка», «Сказка», «Сардаана», «Звёздочка» и структурное подразделение «Лучик» являются центрами развития ребёнка (ЦРР) и при необходимости работают в группах оздоровительной, компенсирующей и комбинированной направленности с приоритетным осуществлением деятельности по развитию воспитанников по нескольким направлениям: познавательно-речевому, социально-личностному, художественно-эстетическому или физическому. В группах оздоровительной, компенсирующей и комбинированной направленности приоритетное осуществление развития воспитанников осуществляется по тем направлениям, которые в большей мере способствуют укреплению здоровья, коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии.

Подробнее расскажем про детские сады, в которых предусмотрены группы для детей с ограниченными возможностями здоровья.

МКДОУ «ЦРР – Д/С «Сказка» 

В детском саду «Сказка» в сентябре начнёт функционировать центр ранней помощи детям с ОВЗ. Он предназначен для ребят до трёх лет, которые по состоянию здоровья не имеют возможности посещать обычные садики. Родители смогут приводить детей туда по своему желанию. Группа откроется для детей с ОВЗ и инвалидностью. Будет набран дополнительный штат специалистов, в том числе – учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог. Они будут проводить диагностику и разрабатывать индивидуальные программы сопровождения детей. Курировать работу центра ранней помощи в Ленске доверят специалистам ГБУ РС (Я) «Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья». После окончания детского сада детям будет легче адаптироваться в обществе.

 МКДОУ «Д/С «Теремок»

В детском саду «Теремок» уже работают пять групп компенсирующей направленности – это группы, специализирующиеся на работе с детьми со схожими особенностями развития: с тяжёлыми нарушениями речи, фонетико-фонематическими нарушениями, нарушениями в работе опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, умственной отсталостью, аутизмом.

Мы встретились и поговорили с Надеждой Богомазовой, которая работает старшим воспитателем в детском саду «Теремок».

У нас в саду две группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи и две группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития. В декабре 2022 года было принято решение открыть одну группу для детей со сложными дефектами.

 Педагоги детского сада обратили внимание на то, что выросло количество детей с аутоподобным поведением, и выступили с инициативой об открытии такой группы. В Районном управлении образования такую инициативу поддержали: выделили средства, внесли изменения в штатное расписание. Возникла необходимость обучить педагогический персонал, и для достижения этой цели был выбран Абилитационный центр для детей в Иркутске. Три педагога ездили на практику, изучали оборудование, инструментарий и методики, которые используют в Центре. Для открытия групп заказали всё необходимое: карточки ПЕКС (система общения при помощи обмена карточками), Яйцо Кислинг (мягкий шарообразный мешок, в который можно залезть целиком и почувствовать себя в тепле, комфорте и безопасности), игрушки-обнимашки и многое другое.

В группе для детей со сложными дефектами у нас шесть человек, диагноз у них один, но дети совсем разные. Когда открывали группу, обратили внимание, что дети практически не едят обычную пищу. Наш директор Анна Юрьевна совместно с медиками и родителями составила индивидуальное меню для каждого ребёнка.

С января в данной группе добавился учитель-дефектолог, появилась целая система: два воспитателя, дефектолог, психолог, музыкальный руководитель и инструктор по физическому воспитанию. В результате у детей улучшилось поведение, они лучше идут на контакт. В группе для детей со сложными дефектами присутствует ребёнок с диагнозом «детский церебральный паралич», поэтому в штате введена ставка тьютора –специалиста, который организует условия для успешного включения особенного ребёнка в образовательную и социальную среду детского сада. Благодаря занятиям в «Теремке» и родителям ребёнок делает успехи и преодолевает трудности.

В группе компенсирующей направленности для двенадцати детей с тяжёлыми нарушениями речи работают воспитатель, учитель-логопед и педагог-психолог. Группу компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития посещают десять детей, с ними занимаются воспитатель, логопед, учитель-дефектолог и психолог.

Дети принимают активное участие в различных мероприятиях, районных конкурсах, где показывают результаты.

Группа для детей с тяжёлыми нарушениями речи вывела всех ребят на ежегодные «Иннокентьевские чтения», где дети читали стихотворение и заняли третье место. Также дети участвуют в театральных и творческих районных конкурсах. Такие мероприятия дают ребятам стимул и помогают чувствовать себя увереннее.

Надежда Николаевна советует родителям работать в системе с педагогами из детского сада и прислушиваться к советам специалистов, если необходимо – выезжать на медицинское обследование.

Коллектив газеты «Ленский вестник» выражает благодарность Надежде Николаевне Богомазовой, коллективу детского сада «Теремок» и специалистам районного управления образования за предоставленную информацию. Всем детям желаем здоровья, новых открытий и весёлых утренников!

Лариса Мамцева

Фотографии из архивов детских садов и из свободных информационных источников.