Данная статья посвящается 100-летнему юбилею моего родного села Орто-Нахара. У нас есть много опытных охотников, которые приучают к промыслу своих сыновей и внуков, учить начинают с самого главного – уважения к природе.
Ноябрь у народа саха считается месяцем духа охоты Байаная. В это время начинается охота на пушного зверя и медведя.
У охотника с природой особые отношения, он обязан относиться к ней с уважением, почитая традиции и соблюдая неписаные законы охоты. Соблюдение традиций зависит от воспитанности, чести, достоинства, знаний, культуры охотника, особенно если он идёт на добычу медведя.
У большинства народов есть особые ритуалы. Якуты проводят ритуал приготовления внутренностей и мяса медведя «Курум», когда добывают его. «Курум» полон тайн. Это охотничья мудрость и почтение Байаная.
Я правнук орденоносных кадровых охотников – промысловиков Ивана Николаевича Фёдорова и Семёна Александровича Куприянова. Мои дедушкиЮрий Иванович Фёдоров и Николай АлексеевичПетров тоже охотники. Они много рассказываютпро традиции и обычаи наших предков—охотников. Каждое лето мы проводим на участке нашего дедушки Юрия, и там, на природе, я многое узнаю и познаю как будущий охотник и рыболов, учусь правилам поведения на природе, в основе которых лежат почитание духов, уважение к окружающей среде. В последнее время, как говорят наши деды, люди начали забывать традиции и обычаи, поэтому появилась необходимость в изучении данной темы, ведь мы, коренные жители, – хранители традиций и самобытности народа саха.
По этнографическим исследованиям можно сказать, что образ медведя был широко распространён в охотничьей культуре. Он предстаёт в образе могучего хозяина тайги, упоминания о котором имеют сакральный характер.С давних времён люди почитали медведя, о нём не говорили много. Когда охотник находил берлогу медведя, то он говорил об этом не напрямую, так как считалось, что медведи могут услышать. Охотник приходил домой и молча собирался на охоту, женщин и маленьких детей в это дело не посвящали. На охоту не брали лживых и хвастливых людей, так как по поверьям Байанай не любит таких. Перед охотой на могучего зверя всегда кормили духов, просили благословения.
Медведя не принято называть медведем, его называют иносказательно и более почтительно:«Тыатаа5ы», «Ойуурдаа5ы» (Хозяин леса), «Кырдьа5ас», «О5онньор» (Старец), «Адьыр5а» (Свирепый), «Баппа5айдаах» (Имеющий медвежьюлапу). Считалось, что медведь связан с людьми и наделён способностью знать на расстоянии все мысли, намерения и слова людей, поэтому якуты боялись думать о хозяине леса плохо.
Охота на медведя традиционно начинается ближе к зиме, когда зверь уже находится в спячке. Во время охоты на медведя самый опытный охотник (Ньымаат – знающий обычаи и обряды охоты человек) тихо управляет процессом. На случай, если свирепый зверь выскочит из берлоги,он преграждает ему выход 3-4—метровыми брёвнами. Обязательно проделывают дыру в берлоге и палкой будят зверя. Если убить спящего медведя, то, по поверьям, его сородичи будут мстить. Народ севера оказывал медведю большие почести, считалось грехом не есть мясо тем, кто его поймал. Большая часть мяса пойманного зверя съедалась на месте ловли. Медведь воплощает силу, мудрость, смелость. В старину мастерство якута-охотника измерялось именно этим трофеем. Добыча первого медведя считается посвящением в ряды настоящих охотников, требующимсоблюдения священных охотничьих ритуалов.
После удачной охоты на медведя устраиваетсяритуал угощения. В некоторых улусах его называют «чалбараҥ», «сэбээрин», «ньэмээт», «медвежий праздник». А у нас этот ритуал называют «курум». «Курум» – это название блюда. Его готовят из мелко нарезанных внутренних органов медведя – сердца, почек, лёгких, печени, кишок – и варят в медвежьем жире.
Курум готовят только мужчины, также этим блюдом не угощают беременных женщин. Этим запретом их оберегают от злых духов. На обряд приглашают всех близких родственников. Застолье начинают с угощения духа огня: охотник преподносит жир медведя, оладьи с маслом и саламат. Как правило, обряд угощения выполняет старший охотник. Его у нас выполнял мой прадедушка Иван Николаевич, а сейчас – мой дедушка Юрий Иванович. Нос и рот медведя мажут сливочным маслом или саламатом. Саламат – это блюдо в виде каши, приготовленное из муки и сливочного масла. Саламат на тюркском языке –«сэлам» – означает поклон, «сэлэмээ» – доброе здоровье, благополучие. Саламат готовится в торжественных случаях и для обрядов.
Харанньы – это голова добытого медведя. Это обряд прощения и благодарения за удачную охоту. В конце обряда все присутствующие хором кричат «Хуух», имитируя крик ворона. Этот возглас означает «Это не мы едим, а вороны прилетели, они едят».
Пришедшим ставят всевозможные угощения. Как только все сядут за стол, преподносят курум. Первым со словом «Хуух» курум пробует охотник, после него блюдо по кругу солнца передаётся гостям. Они тоже с возгласом «Хуух» начинают есть. Харынньы в конце застолья должен быть чистым, без мяса и мозга: всё должно быть съедено. У нас, якутов, это называют «быттааhын». На стол не ставят острые приборы, кроме ножа: едят руками или ложками. Гости во время застолья слушают интересные и увлекательные истории обохоте. Подрастающему поколению охотников эти истории становятся примером, учат якутским традициям, обычаям.
По окончании застолья гостям раздают утэһэ – куски свежего мяса и сала на шпажке. По поверью это означает деление священной еды природы поровну, из-за чего радуется Баай Байанай, который и впредь будет преподносить удачную охоту.
Когда гости разойдутся, охотник заворачивает харанньы в еловые ветки и хранит там, где никто не увидит и не потревожит. Это знак уважения, преклонения хозяину тайги и неписаный закон охотников, поэтому нельзя прикасаться к найденным в лесу останкам животных.
Мы провели опрос в нашем наслеге в этом году. На вопрос «Знаете ли вы обряд «Курум»?» 34 человека ответили положительно, 13 знают в общем, но не детально, а 2 человека не знают ничего об этом.
На второй вопрос – «В каком возрасте вы или ваши родственники впервые добыли медведя?» –большинство (это 25 человек) ответили, что в 20-30 лет, 13 человек – в 30-40, а 10 человек добыли первого медведя после 40 лет. Результат показывает, что настоящими охотниками (в традиционном смысле) часто становятся до 30 лет.
На вопрос о соблюдении ритуала «Курум» 40 человек ответили положительно, только одинответил, что не соблюдал ритуал. Ещё 5 ответили,что соблюдали ритуал частично из-за незнания деталей. 44 из 49 поддерживают идею о том, что традиции, ритуалы охотников должны освещаться, их нужно знать, а 5 человек ответили, что это таинство, которое доступно только настоящим охотникам.
Народа Саха высоко ценит соблюдение правил, ритуалов охотников. Якуты во все времена осуждали беспечность и легкомыслие, к добытому зверю относились с уважением, брали только необходимое количество, никогда не пренебрегали обычаями охоты. Представленный материал и опрос населения показывают, что наши земляки знают ритуал «Курум», но не все – подробно. Чтобы люди знали обычаи, мы должны их изучать и обсуждать. Я уверен, что традиции будут жить,пока их знаем, почитаем и соблюдаем мы – нынешняя молодёжь.
Храните традиции, живите в гармонии с природой и соблюдайте простые, но важные правила охотников:
1. Жить в дружбе с дикой природой, не считать себя её владыкой;
2. Не бить дичь во время промысла без остатка, не бить спящих животных, не убивать живность ради баловства, не брать яйца из гнезда;
3. Охотник, уходящий на долгий отдых, должен убрать все самоловные снасти, обезопасить волчьи ямы, загонные изгороди и другие ловчие устройства;
4. Не нарушать покой и не убивать птиц и зверей с детёнышами;
5. Не истощать природу, ибо его благо – достояние будущих поколений.
Сильвестр ПЕТРОВ,
8 класс, Орто-Нахаринская СОШ,
Ленский район.