Лена Алёхина: «В каждом человеке взойдут благодатные всходы, семена которых посеял хороший педагог»

 Учителей чествуют 5 октября в большинстве стран мира. Международный День учителя был установлен в 1994 году ЮНЕСКО и подразделением образования Организации Объединенных Наций. Дата была выбрана не случайно: именно 5 октября 1966 года была принята Рекомендация ЮНЕСКО «О положении учителей» – первый документ, который устанавливает критерии в отношении прав и обязанностей учителей, а также стандарты их первоначальной подготовки и повышения квалификации, трудоустройства, условий преподавания и обучения.

В жизни каждого учитель играет огромную роль. Он открывает мир знаний и пробуждает нашу любознательность. Накануне праздника мы поговорили с Леной Николаевной Алёхиной, которая является учителем русского языка и литературы в МБОУ «СОШ № 3 города Ленска» более 20 лет.

Наша героиня работает учителем с 1998 года: в начале своей карьеры –  в сельской школе Момского улуса, затем – в ленской школе № 3. У неё никогда не возникало мысли сменить сферу деятельности, однако, будучи ученицей, Лена рассматривала множество других профессий: врач, геолог, следователь.

Я окончила школу в селе Беченча Ленского района. У меня были хорошие наставники. Я решила стать учителем благодаря Валентине Александровне Арбатской: она значительно повлияла на мою дальнейшую судьбу. Я окончила Якутский государственный университет.

Так Лена поступила в Якутский государственный университет, получила там образование. По мнению Лены Николаевны, профессия требует от учителя профессионализма и ответственности за целое поколение, потому что на уроках дети получают не только новые знания, но и воспитание. Наша героиня придерживается методики воспитания литературой на примере героев и их поступков, показывая положительные и отрицательные качества их личности.

Работа учителя, по мнению Лены Николаевны, очень интересна. Ей нравится учить детей и открывать в них что-то новое. Она ведёт кружок «Розовая чайка»: ребята всем классом проявляют себя как писатели или поэты, пишут стихотворения, рассказы, сказки, иллюстрируют и редактируют журнал. Школьники увлечены этой деятельностью и с удовольствием презентуют плоды своего творчества. Лена Николаевна считает, что успех – это когда у детей что-то получается. Однако работа учителя также полна сложностей: бюрократия, документация, классное руководство, влекущее появление спорных вопросов с детьми или родителями. Учителю необходимо распутывать возникшие конфликтные ситуации или предупреждать их.

Мне интересно, и я стараюсь делать это с лёгкостью. Всегда разговариваю с учениками, направляю на правильный путь. Вижу перемены в детях в лучшую сторону, и это, несомненно, меня радует.  

Лена Николаевна использует интересный подход к обучению: иногда на занятиях дети выходят к доске и примеряют на себя роль учителя. У смелых школьников с лидерскими качествами виден потенциал, они могут с лёгкостью провести урок, викторину и многое другое. В школе № 3 есть вожатые, и чаще всего в них присутствуют те качества, которые необходимы, чтобы стать учителем.

Мы максимально поддерживаем таких ребят, но, к сожалению, в данное время выпускники долго думают и редко выбирают профессию учителя. Радует, что есть те, кто планирует вернуться в нашу прекрасную школу в качестве педагога.

По мнению нашей героини, учителю необходимо развивать определённые качества, чтобы успешно реализоваться в профессии: быть лидером во всем (к слову, она была вожатым в своей школе), знать качественно свой предмет, быть общительным и иметь много друзей. Несмотря на преимущество – длительный отпуск в течение летних каникул, учителям в течение учебного года не хватает времени на семью, домашние дела и на себя.

Классным руководителям особенно тяжело, потому что сейчас к ним высокие требования. Приходишь, ужинаешь, немного отдыхаешь и до поздней ночи готовишься к следующему рабочему дню. Это тяжело. Хотелось бы больше свободного времени.

Учитель является примером для подражания, от него ученики получают основные знания, которые должны пригодиться в дальнейшей жизни, для поступления и подготовки к экзаменам. Учитель должен быть строгим, требовательным, а также добрым и понимающим. В настоящее время школьники стали мало читать художественную литературу. Некоторые родители считают, что летом ребёнок должен отдыхать, но Лена Николаевна всегда даёт список летнего чтения и подбирает самые интересные книги. Учителя своим примером показывают, что нужно стремиться к лучшему и заниматься саморазвитием, своим здоровьем, быть добрым и милосердным. Все дети разные и находятся в различных жизненных ситуациях, и каждый учитель должен профессионально подойти и помочь ребёнку, быть для него поддержкой.

Нужно обратить внимание на то, что происходит в душе у ребёнка, обязательно спросить, помочь советом. Он это оценит и будет знать, что не один с этой проблемой.  

Лена Николаевна советует детям с пятого класса прочитать приключенческий роман Вениамина Каверина «Два капитана» – произведение с интересным сюжетом о жизни, дружбе, предательстве и любви. Школьники с удовольствием его пересказывают. Учитель считает, что такие книги нужно обязательно давать детям, чтобы сформировать правильные морально-этические принципы. В старших классах детям необходимо прочитать произведение Льва Толстого «Война и мир»: в романе много интересных примеров для жизни, героев, событий, эпизодов истории. Детям и взрослым Лена Николаевна советует историко-приключенческий роман Александра Дюма «Три мушкетера» и, безусловно, поэзию и прозу Александра Пушкина.

Современный учитель, по мнению Лены Николаевны, является тонким психологом. Он внимателен к ученикам, может быть артистом, умеет работать в режиме многозадачности, занимается творчеством, всё успевает, прекрасно пользуется технологиями, способен представить даже сложный материал достаточно понятно.

Ребёнок XXI века любознателен, ответственен, подвижен, с ним интересно вести беседу. Гаджеты пагубно влияют на детей, у которых имеется зависимость от них, однако школьники свободно пользуются смартфонами и Интернет-ресурсами, умеют делать презентации и доклады.

Замечаю, что дети копируют не очень хорошие моменты из «TikTok», мало читают художественную литературу и правильные книги, зависимы от игр. Радует, что вышел приказ сдавать телефоны перед занятием. Дети убирают их, и урок проходит хорошо. Ученики получают качественные знания.

Чтобы избежать усталости и выгорания, Лена Николаевна рекомендует в конце рабочей недели выезжать на дачу, на природу, читать интересную литературу, заниматься вязанием, шитьём – делать что-то своими руками для получения положительных эмоций. Также необходимы поддержка и понимание со стороны семьи. В свободное время наша героиня предпочитает шить, заниматься огородом, делать заготовки, собирать в лесу ягоды и грибы, читать. Её вдохновляют интересные люди, коллеги, дети и, конечно, её класс – 8 «В».

Я уверена: труд педагога никогда не бывает напрасным. Однажды в каждом человеке взойдут благодатные всходы, семена которых в своё время посеял хороший педагог. Учитель – это очень важная профессия.

У нашей героини прекрасная семья: муж, работающий водителем, а также сын и дочь – студенты. Сейчас дочь живёт в Харбине (Китай) и изучает китайский язык, планирует стать учителем.

Учитель – это призвание, с ним нужно родиться, чувствовать желание дарить детям знания, доброту и тепло своего сердца.

Коллектив газеты «Ленский вестник» благодарит Лену Николаевну за уделённое время. Мы поздравляем всех с профессиональным праздником работников сферы образования – Днём учителя! Желаем успехов в вашем благородном деле, способных учеников, нескончаемой энергии и оптимизма!

Лариса МАМЦЕВА.

Фотографии из архива Л. Алёхиной.