После первых успехов Российских команд на международных конкурсах профессионального мастерства было принято решение о внедрении демонстрационного экзамена во всех учреждениях среднего профессионального образования.
Впервые демонстрационный экзамен ввели в 2017 году, при этом такая практика внедряется уже с 2016. За это время более 900 тыс. студентов и выпускников колледжей стали участниками экзамена. В 2021 году издан новый приказ, где конкретизированы основные положения и порядок проведения демонстрационного экзамена. Этот важный этап открыл новые возможности для самого наглядного способа оценки профессиональных навыков студентов, он закрепил демонстрационный экзамен как одну из форм итоговой аттестации, предусматривающую проведение независимой экспертной оценки практических заданий выпускников.
С 2023 года демонстрационный экзамен проводится по двум уровням – базовому и профильному. Первый основан на требованиях федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования, а второй дополнительно учитывает квалификационные требования, заявленные работодателями, заинтересованными в подготовке кадров соответствующей квалификации.
Демонстрационный экзамен проводится в специальном центре проведения – на площадке, оборудованной и оснащённой необходимыми ресурсами (оборудованием, инструментами, расходными материалами и другим).
Ленский технологический техникум в 2024 году прошёл процедуру аккредитации центра проведения демонстрационного экзамена по профессии «Мастер слесарных работ». Это стало возможным благодаря открытию современной мастерской при поддержке Министерства по развитию Дальнего Востока и Арктики РФ.
Впервые с 17 по 20 июня в мастерских Ленского технологического техникума прошёл демоэкзамен для выпускной группы МСР – 21. 13 выпускников 17 июня привели в состояние готовности рабочие места, прошли инструктаж по охране труда и технике безопасности и ознакомились с экзаменационным заданием, которое было получено в этот же день от Федерального оператора проведения экзамена – Федерального института развития профессионального образования РФ.
В состав экспертного совета по независимой оценке качества выполнения работ в ходе демонстрационного экзамена вошли представители ООО «Алмаздортранс» Александр Шиков, Михаил Чеботков, Владимир Пожидаев.
В экзаменационное задание входило выполнение работ по изготовлению из листа оцинкованного железа толщиной 1,5 мм подвижного кронштейна в соответствии с размерами, указанными в чертеже.
Помимо ручного инструмента, для изготовления детали студенты использовали гильотину для резки металла, листогибочный станок, сверлильный станок и прочее оборудование.
Заместитель директора по учебной работе Станислав Возовиков являлся куратором проведения демонстрационного экзамена:
– Форма проведения демоэкзамена является наиболее объективной и беспристрастной системой оценки сформированности профессиональных компетенций у выпускников по рабочим профессиям. За три часа, отведённых на выполнение задания, студенты должны были продемонстрировать умения в выборе и правильном использовании станков и оборудования, выбрать оптимальную технологию изготовления элементов, произвести слесарную обработку и монтаж готового изделия. На протяжении всего экзамена проводилась видеозапись. Для начисления баллов использовалась цифровая платформа «Система оценивания демонстрационного экзамена».
Директор Ленского технологического техникума Оксана Бутакова оценила результат первого демоэкзамена как достойный:
– Многие учреждения Республики уже не в первый раз проводят демонстрационные экзамены, но обязательным условием для этого является соответствие материально-технической базы. С открытием мастерских мы смогли пройти необходимую аккредитацию. Коллективом проделана большая подготовительная работа. Отдельную благодарность хочу выразить экспертам, которые все экзаменационные дни напряжённо работали.
Большое значение имеет привлечение специалистов реального сектора экономики в качестве экспертов для независимой оценки профессиональных компетенций молодых специалистов, которые только готовятся выйти на рынок труда. В рамках национального проекта «Образование» любой работодатель может разместить на портале «Работа в России» заявку на целевое обучение и участвовать в процессе подготовки своих будущих работников.
Один из лучших результатов показал Евгений Пензенцев. Он поделился впечатлениями с редакцией «ЛВ»:
– Было очень волнительно, больше всего боялся не уложиться в отведённое время, но с заданием справился успешно. Считаю такую форму проведения экзамена более продуктивной, так как лично мне легче показать свои навыки руками, нежели объяснить теоретически.
Евгений хорошо проявил себя при прохождении производственной практики в одном из подразделений ООО «Алмаздортранс», где по окончании прохождения срочной службы в Российской Армии его приглашают на работу. Именно это является основной целью внедрения подобной формы аттестации, при которой студент может показать свою готовность к выполнению трудовых функций.
Поздравляем ребят, достойно подтвердивших свою квалификацию, с получением заветного диплома. Уже в 2025 году такую форму итоговой аттестации пройдут четыре группы выпускников.
Фото автора.