Между небом и землёй: Чествуем работников гражданской авиации

9 февраля в России отмечается профессиональный праздник – День работников гражданской авиации.

Люди всегда стремились покорить небо. Сначала это была мечта романтиков, мифологических героев и гениев эпохи Возрождения. Но когда конструкторы-испытатели всё же сумели поднять в воздух первые летательные аппараты, авиация стала развиваться семимильными шагами. Сегодня мы не представляем жизни без самолётов и вертолётов: они стали таким же рядовым транспортом, как автобус или поезд.

9 февраля 1923 года было принято постановление Совета Труда и Обороны СССР «О возложении технического надзора за воздушными линиями на Главное управление воздушного флота и об организации Совета по гражданской авиации», которое законодательно закрепило создание новой отрасли народного хозяйства – гражданской авиации.

Трудовой путь героев, с которыми мы встретились накануне праздника, связан именно с этой отраслью.

 

Павел Викторович Черкашин, руководитель филиала «Аэропорт Ленск» ФКП «Аэропорты Севера».

Павел Викторович родился в городе золотодобытчиков Бодайбо в Иркутской области, где его отец работал пилотом, выполняя гражданские рейсы на самолётах АН-2. Затем отца перевели в Иркутск для работы на самолётах Ил-14. В детстве Павел был увлечён авиацией, отец часто брал его на аэродром, где любознательный мальчик мог изучать самолёты, подкрепляя знания отцовскими журналами об авиации, и даже сидеть за штурвалом в кабине пилота. Мечту о том, что когда-нибудь самостоятельно сядет за штурвал самолёта, Павел пронёс до окончания школы.

– Я готовился к поступлению в Актюбинское высшее лётное училище гражданской авиации, хотел пойти по стопам отца и стать пилотом. Но очень строгая медицинская комиссия скорректировала мои планы, и я поступил на авиационный факультет Иркутского политехнического института на самолётостроение, о чём, кстати, никогда не жалел, и даже наоборот – стань я пилотом, и целый мир, связанный с разработкой и конструированием авиатехники, остался бы для меня неведом. И тогда, конечно, был рад: цель была достигнута – я в авиации.

После окончания вуза Павел Викторович отправился по распределению в главную авиационную столицу нашей Родины – город Ульяновск, где находится крупнейший авиастроительный завод «Авиастар», выпускающий транспортные и гражданские самолёты, где в то время строили легендарный АН-124 «Руслан».

– В Ульяновске я провёл 3 года. Это был незабываемый опыт. Огромный масштаб предприятия, где над созданием воздушной техники трудятся лучшие конструкторы, инженеры, техники.

По окончании этих трёх лет в 1990 году Павел Викторович приехал с супругой в город Ленск и пришёл на работу в аэропорт на должность инженера в инженерно-авиационную службу.

– Здесь мне предстояло заниматься эксплуатацией новой для меня авиационной техники – вертолётов МИ-8. Для этого я прошёл обучение, изучил все особенности технического обслуживания вертолётов. Затем наступил сложный период под названием «девяностые», который переживала вся страна и который затронул авиационную отрасль. Начались кадровые сокращения, коснувшиеся и меня. Из инженеров я перешёл в авиатехники, что позволило мне приобрести дополнительный опыт по оперативному и периодическому обслуживанию  вертолётов Ми-8.Приходилось осуществлять и наружную мойку вертолётов в качестве дополнительного заработка. Но эти годы я вспоминаю как одни из самых интересных в моей карьере. Работа кипела, столько было интересных и сложных ситуаций, которые приумножили мои знания и практические навыки.

В коллективе Ленского аэропорта ему выпало испытание пережить и разрушительное наводнение 1998 года.

– Наводнение произошло совершенно неожиданно, и все работники аэропорта, которые в тот момент были на работе, остались здесь почти на неделю, потому что аэропорт оказался отрезан от города. Спали в аэропорту по 3 часа в сутки, нагрузка была, конечно, большой. Аэропорт стал стратегически важной точкой. Постоянно прибывали вертолёты с гуманитарным грузом, вертолёты специализированных служб по ликвидации последствий ЧС.

Во время работы в Ленском аэропорту Павел Викторович был не только погружён в техническую часть авиационного дела, но и занимался общественной работой, был лидером профсоюзной организации. В 2003 году получил предложение занять должность заместителя начальника аэропорта, а затем, в 2011, был назначен начальником аэропорта.

Преуспел Павел Викторович не только в профессиональной сфере: он создал замечательную семью. Супруга, Ольга Иннокентьевна, – уважаемый педагог с многолетним стажем.  Трое детей, которые смогли найти своё дело и реализоваться в нём. Старший сын, Иван, – системный администратор, средний сын, Виталий, работает инженером-энергетиком в крупной газодобывающей компании, младшая дочь, Юлия, получает в городе Томске медицинскую специальность. В свободное время Павел Викторович увлекается компьютерной техникой, любит проводить время на даче, но по-прежнему самой большой сферой его интересов остаётся авиация.

– Я с большим интересом слежу за развитием авиационной промышленности, за новыми технологиями в авиастроении. Наша страна сейчас переживает особый период, когда вся промышленность, авиационная –в том числе, переходит на новые рельсы. Внедряется большое количество отечественных разработок, интенсивно работает программа импортозамещения. Своим коллегам в честь нашего праздника я хотел бы пожелать здоровья, благополучия, неугасаемого интереса к профессии!

 

Наталья Анатольевна Харитонова – диспетчер службы организации перевозок, Ветеран авиации Якутии, человек, искренне влюблённый в авиацию, 43 года работает в Ленском аэропорту! Она – представитель династии работников Ленской авиации.

– Я пришла в Ленский аэропорт совсем девчонкой – в 17 лет. Здесь работала бухгалтером моя бабушка, в службе перевозок работала моя тётя, отец отработал 32 года в электрослужбе аэропорта, мама отработала 23 года. Пришла я работать простой техничкой и влюбилась в атмосферу, которая царит в авиации. Буквально через 2 месяца меня перевели работать приёмосдатчиком в грузовую службу. Ещё через 3 месяца перевели в должность кассира, на которой я отработала 35 лет.

За годы работы кассиром Наталья Анатольевна повстречала бесчисленное количество интересных людей, услышала много необыкновенных жизненных историй. Столько раз была свидетелем радостных встреч и грустных расставаний.

– Раньше пассажиропоток был достаточно большой, порой до 200 пассажиров проходило за сутки. Люди в аэропорту всегда в особенном настроении: в предвкушении новых встреч, впечатлений или, наоборот, в печали из-за расставания с дорогими людьми. Бывало, у трапа встречаешь пассажиров, выходят знакомые люди, радуются, обнимают. В общем, атмосфера здесь особенная. Даже когда уходила в отпуск, с нетерпением ждала возвращения на работу.

В 2015 году Наталья Анатольевна перешла на должность диспетчера службы организации перевозок. Наша героиня ведёт очень активную жизнь и вне работы: увлекается рукоделием, вышивает великолепные картины, вяжет, является заядлой рыбачкой. Увлечение рыбалкой, кстати, разделяют с Натальей Анатольевной её дочери. Но на пенсии всё же не усидела, не смогла расстаться с любимой работой и сегодня по-прежнему своей тёплой улыбкой встречает и провожает пассажиров Ленского аэропорта.

Мы искренне поздравляем работников гражданской авиации с профессиональным праздником!