Музейный экспонат – свидетель эпохи

Ежегодно 18 мая празднуется Международный день музеев. В этот день музеи открывают свои двери для всех желающих и с радостью показывают выставочные залы, новые экспонаты, рассказывают, просвещают и работают под девизом «Музеи – важное средство культурного обмена, обогащения культур и развития взаимопонимания, сотрудничества и мира разных народов».

Музеи выступают хранителями памяти, местами, где оживает прошлое. Познакомиться с бытом разных народов, историческими особенностями жизни, узнать, чем жили люди в прошлых веках, – всё это можно сделать в музее. Пытливый ум найдёт там ответы на многие интересующие его вопросы.

Международный день музеев – важный праздник, который не только напоминает жителям разных стран о необходимости любить и знать свою историю, но и позволяет наладить диалог между народами в масштабах целого мира. Сохранение опыта, обмен знаниями, развитие взаимопонимания и взаимоуважения между представителями разных культур – ключевые задачи этого праздника.

В Ленске Историко-краеведческий музей открылся в 1977 году. Первоначально там было два отдела: исторический и отдел природы. В экспозициях краеведческого музея можно было увидеть орудия труда, оружие, одежду, предметы домашней обстановки, монеты, богатую коллекцию минералов и образцов полезных ископаемых, представителей животного и растительного мира, документы, свидетельствующие о развитии города и населённых пунктов района.

Музей сегодня – это семь экспозиционно-выставочных залов («Образование земли», «Культура и быт народа саха», «Флора и фауна Ленского района», «Русская культура», «Современное развитие Ленского района», два зала боевой и трудовой славы), зал мультимедиа, зал мероприятий и выставочный зал.

Активная работа ведётся по проведению обзорных и тематических экскурсий по заявкам желающих. На протяжении нескольких лет проводятся экскурсии по городу, которые пользуются большим спросом у школьников, жителей и гостей Ленска.

Музей регулярно посещают воспитанники детских садов, учащиеся школ города и района, ветераны, большое количество творческих людей, желающих показать своё творчество.

Сегодня мы расскажем о двух экспонатах, принадлежащих музейному фонду.

Печать Мухтуйской Николаевской церкви

Дореволюционное духовенство, как и сейчас, делилось на «чёрное» и «белое». С «чёрным» духовенством (категорией священнослужителей из числа монашествующих) прихожане пересекалась редко, а с белым (приходским) – постоянно. Церковный приход включал в себя священнослужителей и церковнослужителей. К первым относились священник (иерей) и дьякон. Они имели сан, для его получения должны были закончить семинарию. Ко вторым относились псаломщик, в народе именуемый дьячком, пономарь, звонивший в колокола и читавший молитвы, а также просвирня, выпекавшая просфоры. Они не имели сана, и им было достаточно окончить духовное училище. Штат священнослужителей и церковнослужителей одного прихода (храма) именовался «причт». Понятие «причт» исторически включало в себя и мирян, служащих церкви и священнослужителям – певчих, церковных старост и прочих.

Священник (иерей) проводил общие и частные богослужения. К общим относились, в том числе, литургия, вечерня и утреня. Частные богослужения назывались «требы», так как совершались по требованию, по заказу прихожан. К требам относились обряды крещения, венчания, погребения, молитвы, которые священник совершал по просьбе частных лиц.

Дьякон помогал священникам в богослужении, но самостоятельно предстоять на христианском собрании и совершать таинства не мог. Служение дьяконов включало в себя многочисленные занятия и обязанности, в том числе – наблюдать за церковным благочинием (они указывали каждому место в храме, смотрели, чтобы в церкви всё было благообразно и по чину, наблюдали за поведением и нравами верующих и свои наблюдения представляли епископу). По указанию епископа они распоряжались церковным имуществом: раздавали милостыню, заботились о содержании сирот, вдов и вообще всех, пользовавшихся церковными пособиями. Они были посредниками между епископами и паствой: передавали ей распоряжения епископа и приводили в исполнение его повеления.

Помимо прочего, духовенству приходилось выполнять поручения, не связанные с вопросами веры. Например, их могли попросить предоставить данные о приходе или конкретном прихожанине, так как считалось, что местный батюшка лучше знает свою паству, чем чиновники.

В экспозиции Ленского историко-краеведческого музея представлена печать причта Мухтуйской Николаевской церкви. Она изготовлена из бронзы в начале XX века и имеет текст оттиска: «Причтъ Мухтуйской Николаевской церкви ___ дня, 19____ г.  №____ адр. Мухтуя Иркутской губ, кир у.».

Если точнее, это штамп, необходимый для ускоренного проставления данных на церковных документах. Штамп позволял быстро поставить оттиск на бумаге, в который необходимо было просто вписать дату и номер документа.

До 1963 года город Ленск являлся селом, которое называлось Мухтуя. В 1862 в Мухтуйском селении во имя святого Чудотворца Николая возвели деревянный Николаевский храм и образовали приход. 18 марта 1863 года храм был освящён. Изначально он был небольшим по размеру и низким, с отдельно стоящей колокольней. Он сгорел в 1898 году и был отстроен заново через три года, в 1901 году, но уже большим, высоким, красивым и вместительным. В 1928 новая власть храм закрыла. Здание было перепрофилировано в клуб, а позже – в Дом пионеров.

Интересные факты:

– Долгое время бывшее здание Мухтуйской Николаевской церкви являлось частью комплекса Ленской детско-юношеской спортивной школы.  В связи с её реконструкцией в августе 2010 года старый сруб разобрали, а через 5 лет в память о Никольском храме на территории комплекса установили поклонный крест.

– Этимология слова «причт» (также «причет») – от церковнославянского «причтатися», «сопричтатися» – «сочетаться», «быть вместе», «присоединиться», «быть сопричастным», то есть быть «причастным» или «причисленным» к приходу.

– На Руси почитание Николая Чудотворца было очень распространено, а количество посвящённых ему храмов и написанных икон было самым большим после Богородицы. Его имя вплоть до начала XX века было в России одним из самых популярных при наречении младенцев.

– Исторически выбор своего пути в сторону «белого» духовенства в Русской православной церкви молодой человек должен был сделать перед рукоположением во дьяконы: он мог по окончании духовной семинарии перед рукоположением во дьяконы жениться на девице «доброго поведения», после чего вскоре обычно рукополагался и назначался в приход.

– В 2001 году в городе Ленске окончилось строительство Храма святителя Иннокентия Московского на берегу реки Лена.

Картина В. Стадника «Ожидание»

Картина «Ожидание» была написана Владимиром Стадником (29.05.1953-11.12.2020) в 2010 году в Ленске и подарена им музею.

На картине изображены две женских фигуры в профиль. У одной из женщин в руках свеча. Изображения не портретные, а стилизованные, с явным акцентом на азиатские черты лиц. Картина выполнена в узнаваемой манере художника с присущими ему декоративностью элементов и стилистикой женского образа. На картине присутствует задний план, на котором едва угадываются очертания двух всадников. Эти всадники и две женские фигуры дают картине сюжет и название «Ожидание».

Художник Владимир Стадник имел собственное, особенное понимание искусства. Для него оно никогда не было ремеслом или профессией: он им жил, художником засыпал и художником просыпался. Создавая, перенося на холст свои хрупкие, бестелесные образы, художник реализовывал своё главное предназначение, открывая зрителю окно в мир иррационального, в другое пространство, доступное только воображению.

Соединяя приёмы авангардного стиля и якутской тематики, Владимир Стадник создал свой собственный стиль – «эзотерический реализм», как он сам его называл.

Ему нравилось писать и ассоциативно, начиная работу без всякого замысла.  Подойдя к полотну, наносить с небрежностью мастера несколько точных мазков, распределять хаотично краску по холсту. И вот, уже само полотно трактует сюжет будущей картины. Владимиру Ильичу нравилось оставлять недосказанность своих работ зрителям, поэтому он зачастую не давал им названия.

Владимир Стадник родился в Черновцах в 1953 году, но больше 60 лет прожил в Якутии. Проживал в Ленске с 1969 года вплоть до своей кончины в 2020 году. Его детство прошло в селе Намцы, куда родители привезли его в два года. Мальчик был окружён местным колоритом и самобытной культурой. Впечатлённый миром саха, он влюбился в него навсегда. Владимир Ильич вспоминал: «Это что-то инопланетное… Мама мне читала сказки, а я сам жил в сказке!».

Якутская земля, закручивая в водовороте творческого порыва, раскрывает в людях их таланты, щедро одаривая вдохновением всех, кто искренне прочувствует её душу. Раскрыла якутская земля и талант Владимира Стадника. Он посвятил своё творчество якутской мифологии, но не в каноничном исполнении, а в собственной интерпретации, так как видел и чувствовал её сам. Легенды, сказки, образы якутской женщины были неисчерпаемыми вдохновителями творчества художника.

Путь Владимира Стадника как творца был тернистым и долгим. Художника критиковали, а он считал, что критика полезнее, чем хвалебный отклик, и творил дальше.  Всегда выделялся своей неординарностью и креативностью.

Владимир Стадник не имел художественного образования. Он учился рисовать, копируя мастеров.  За те 50 лет, что Стадник занимался живописью, он успел попробовать себя в разных жанрах и разных стилях, пока не нашёл свои собственные сюжеты и свою манеру их исполнения.

Первая персональная выставка Владимира Стадника состоялась в 1981 году в городе Мирном. Потом – в Якутске, Москве, Киеве, Санкт-Петербурге и Тбилиси. Его картины находят своих зрителей и почитателей по всему миру, украшая частные коллекции в России, Украине, Японии, США, Канаде, Китае, Германии и Австралии.

В Ленском историко-краеведческом музее проводится ежегодная выставка работ Владимира Ильича Стадника, посвящённая дню рождения художника. С недавнего времени также оформлена постоянная экспозиция его работ в одном из залов музея.

В 2020 году по инициативе МКУ «Ленское районное управление культуры» при финансовой поддержке МО «Ленский район» был выпущен художественный альбом «Якутские сказки Стадника & comments», содержащий фотографии работ, цитаты художника, а также высказывания о нём его близких друзей и ценителей его творчества. Редактор – составитель альбома – А. Авдеева-Брунько.

 

Данные об экспонатах предоставлены Христиной Стадник – специалистом по учёту музейных предметов Ленского историко-краеведческого музея.