На сегодняшний день Ленский речной порт является на западе Якутии единственным портом, который осуществляет переработку груза, поступающего в адрес компании АЛРОСА и других предприятий, ведущих производственную деятельность на территории Ленского и Мирнинского районов.
Уже 69 лет, с начала развития алмазодобывающей промышленности, ведёт свою историю Ленский речной порт. Время шло, менялся политический строй в стране, менялась структура речного транспорта на Лене. Неизменными оставались у речников любовь к своему делу, взаимовыручка и гордость за свою профессию.
Ленский речной порт ПУ «Алмаздортранс» располагается на левом берегу в среднем течении Лены. Механовооружённость состоит из семи портальных кранов грузоподъёмностью 27,5-32 тонны, одного крана «Деррик» грузоподъёмностью 100 тонн, трёх плавучих крановгрузоподъёмностью 5-16 тонн. Гидротехнические сооружения (причалы) по своим характеристикам позволяют работать в течение всего навигационного периода. В эксплуатации порта находятся пять причалов, что позволяет одновременно обрабатывать до пяти судов и обеспечивать навигационную пропускную способность до 600 тыс. тонн.
В преддверии профессионального праздника – Дня работников речного и морского транспорта – мы пообщались с начальником Ленского речного порта Игорем Ольшанским.
– В этом году планируем переработать больше 400 тыс. тонн груза, из них половина – для компании АЛРОСА, остальное – сторонних компаний. На сегодняшний день больше 150 тыс. тонн нами переработано. Суда идут без остановок, простоев глобальных нет.
Второй год организуем дополнительно работу нашего филиала в районе села Салдыкель: перерабатываем груз для «Силы Сибири». Отвели береговую территорию и занимаемся организацией причала, работает плавкран.
Как и в большинстве производственных предприятий, есть потребность в квалифицированных специалистах. Для их привлечения мы используем разные способы –предлагаем вахтовый метод работы, используем аутсорсинг.
Ленский речной порт работает круглые сутки, простоев и перебоев нет. Уровень воды у нас пока не критичный, но на Верхней Лене вода падает, поэтому суда приходят не полностью загруженными.
Пока опережаем рекордный 2022 год, но то, как будет ситуация складываться дальше, зависит, в том числе, от метеоусловий. Настроение у нас рабочее, в День речника хочу пожелать коллегам безаварийной работы. Несмотря на экономические реформы, наша отрасль сохраняет свою жизнеспособность и продолжает развиваться. Большая заслуга в этом принадлежит труженикам флота, преданным своей работе. Поздравляю всех с профессиональным праздником и желаю стабильности в работе, стране, счастья в семье!
Тяжёлый груз в хрупких руках
В течение своей почти 70-летней истории Ленский речной порт славится профессионалами своего дела. Совсем не женское ремесло освоила Алла Юрьевна Шлыгина: за смену крановщица перевозит многотонный груз, управляя 32-тонным портальным краном.
– Я очень люблю свою работу и высоту, с которой открываются красивые виды на город и реку. В кабине крана я как дома. Создаю уют. Мне нравится, что я, хрупкая женщина, могу управлять многотонной махиной. При этом я всегда чувствую груз ответственности и никогда не позволяю расслабляться, строго следую инструкциям.
Алла Юрьевна устроилась работать крановщицей в Речпорт в 2007 году, сразу после прохождения обучения, и до сих пор верна родному предприятию. Её супруг Дмитрий на тот момент уже работал в Ленском речном порту. Когда он спросил, не хочет ли она попробовать работать крановщицей, Алла сразу согласилась.
– Работа тяжёлая, но я к ней привыкла. У меня очень интересная работа: груз разный, нужны приспособления разные, и виды чего стоят! Рассветы и закаты, наша матушка Лена – уже из-за этих видов стоит работать!Важно в нашей работе не бояться высоты, а также иметь хорошее здоровье: работа не из лёгких. Каждый год проходим медосмотры.
Как признаётся Алла Юрьевна, крановщик должен быть внимательным, сосредоточенным, ответственным и, конечно же, любить свою работу.
– Бывает, что устаёшь сильно, но стоит немного отдохнуть, и снова хочется на работу. Не представляю себе, как можно работать с пятидневным рабочим графиком: привыкла работать посменно. В смену я перерабатываю 800 тонн груза. Самые тяжёлые месяцы –осенние, когда снег и дождь, видимость ухудшается, особенно – в ночное время.
В период навигации Алла Юрьевна работает крановщиком, а в зимнее время – сторожем. Дома она – счастливая супруга и мама, у неё двое взрослых детей – им 28 лет и 22 года. Сын Виталий тоже выбрал рабочую профессию, но в области энергетики: сейчас работает в Амурской области монтажником, строит мосты. Дочь Анна готовится к защите диплома: выбрала профессию логиста.
Дети и муж знают маму и супругу как самого доброго и отзывчивого человека и хорошую хозяйку, которая не только выслушает и поддержит в любой ситуации, но и вкусно накормит, побалует фирменными блюдами. В свободное время наша героиня растит богатые урожаи на даче, высаживает много цветов.
– Во время навигации работаем много, поэтому любимыми блюдами угощаю домашних в зимнее время. Мужу этот период очень нравится. Он спокойно относится к моему графику. В период навигации мы с ним проводим выходные один раз в месяц. На работе видимся утром.
Супруг Дмитрий работает в Ленском речном порту электрогазосварщиком, специализируется на проведении сварочных работ на плавсоставах и портальных кранах. В работе ему нередко приходится сталкиваться с задачами, которые требуют высокого уровня мастерства, способности быстро принять правильное решение, а также ответственности. В этом году он удостоен награды АЛРОСА: на форуме «Хозактив» его отметили Почётной грамотой Группы АЛРОСА.
Шлыгины являются членами трудовой династии в ООО «Алмаздортранс». Брат супруга Леонид – докер-механизатор в Речпорту, муж сестры Владимир Карлов – тоже, племянница Мария Можаева (Шлыгина) – инженер отдела кадров, двоюродный брат Сергей Шлыгин – водитель автобазы.
Начальник грузового района Николай Чувашов говорит, что Алла Юрьевна – один из лучших работников в Ленском речном порту:
– Она работает у нас давно. Такие опытные и хорошие машинисты крана – на вес золота. Как специалист Алла Шлыгина очень ценна для нас, потому что у неё богатый опыт работы. Наставничество, работоспособность, упорство в достижении целей – такие люди передают все эти качества молодым, а также подают им пример в своей работе. Она добродушныйчеловек, пользуется авторитетом, к ней прислушиваются сотрудники. Очень надёжный человек, всегда готова прийти на помощь.
На таких, как Алла Шлыгина, держится костяк Ленского речного порта. Говорят, что машинист крана – неженская профессия, но цифры упрямо твердят своё: лучше с этой работой справляются женщины.
Ольга Васильева.
Фото автора и из архива семьи Шлыгиных.