Надёжный причал: как идёт навигация в Ленском речном порту

На сегодняшний день Ленский речной порт является на западе Якутии единственным портом, который осуществляет переработку груза, поступающего в адрес компании АЛРОСА и других предприятий, ведущих производственную деятельность на территории Ленского и Мирнинского районов.

Уже 69 лет, с начала развития алмазодобывающей промышленности, ведёт свою историю Ленский речной порт.  Время шло, менялся политический строй в стране, менялась структура речного транспорта на Лене. Неизменными оставались у речников любовь к своему делу, взаимовыручка и гордость за свою профессию.

Ленский речной порт ПУ «Алмаздортранс» располагается на левом берегу в среднем течении Лены. Механовооружённость состоит из семи портальных кранов грузоподъёмностью 27,5-32 тонны, одного крана «Деррик» грузоподъёмностью 100 тонн, трёх плавучих крановгрузоподъёмностью 5-16 тонн. Гидротехнические сооружения (причалы) по своим характеристикам позволяют работать в течение всего навигационного периода. В эксплуатации порта находятся пять причалов, что позволяет одновременно обрабатывать до пяти судов и обеспечивать навигационную пропускную способность до 600 тыс. тонн.


В преддвери
и профессионального праздника – Дня работников речного и морского транспорта мы пообщались с начальником Ленского речного порта Игорем Ольшанским.

В этом году планируем переработать больше 400 тыс. тонн груза, из них половина для компании АЛРОСА, остальное – сторонних компаний. На сегодняшний день больше 150 тыс. тонн нами переработано. Суда идут без остановок, простоев глобальных нет.

Второй год организуем дополнительно работу нашего филиала в районе села Салдыкель: перерабатываем груз для «Силы Сибири». Отвели береговую территорию и занимаемся организацией причала, работает плавкран.

Как и в большинстве производственных предприятий, есть потребность в квалифицированных специалистах. Для их привлечения мы используем разные способы предлагаем вахтовый метод работы, используем аутсорсинг.

Ленский речной порт работает круглые сутки, простоев и перебоев нет. Уровень воды у нас пока не критичный, но на Верхней Лене вода падает, поэтому суда приходят не полностью загруженными.

Пока опережаем рекордный 2022 год, но то, как будет ситуация складываться дальше, зависит, в том числе, от метеоусловий. Настроение у нас рабочее, в День речника хочу пожелать коллегам безаварийной работы. Несмотря на экономические реформы, наша отрасль сохраняет свою жизнеспособность и продолжает развиваться. Большая заслуга в этом принадлежит труженикам флота, преданным своей работе. Поздравляю всех с профессиональным праздником и желаю стабильности в работе, стране, счастья в семье!

Тяжёлый груз в хрупких руках

В течение своей почти 70-летней истории Ленский речной порт славится профессионалами своего дела. Совсем не женское ремесло освоила Алла Юрьевна Шлыгина: за смену крановщица перевозит многотонный груз, управляя 32-тонным портальным краном.

Я очень люблю свою работу и высоту, с которой открываются красивые виды на город и реку. В кабине крана я как дома. Создаю уют. Мне нравится, что я, хрупкая женщина, могу управлять многотонной махиной. При этом я всегда чувствую груз ответственности и никогда не позволяю расслабляться, строго следую инструкциям.

Алла Юрьевна устроилась работать крановщицей в Речпорт в 2007 году, сразу после прохождения обучения, и до сих пор верна родному предприятию. Её супруг Дмитрий на тот момент уже работал в Ленском речном порту. Когда он спросил, не хочет ли она попробовать работать крановщицей, Алла сразу согласилась.  

Работа тяжёлая, но я к ней привыкла. У меня очень интересная работа: груз разный, нужны приспособления разные, и виды чего стоят! Рассветы и закаты, наша матушка Лена – уже из-за этих видов стоит работать!Важно в нашей работе не бояться высоты, а также иметь хорошее здоровье: работа не из лёгких. Каждый год проходим медосмотры.

Как признаётся Алла Юрьевна, крановщик должен быть внимательным, сосредоточенным, ответственным и, конечно же, любить свою работу.

Бывает, что устаёшь сильно, но стоит немного отдохнуть, и снова хочется на работу. Не представляю себе, как можно работать с пятидневным рабочим графиком: привыкла работать посменно. В смену я перерабатываю 800 тонн груза. Самые тяжёлые месяцы осенние, когда снег и дождь, видимость ухудшается, особенно в ночное время.

В период навигации Алла Юрьевна работает крановщиком, а в зимнее время – сторожем. Дома она – счастливая супруга и мама, у неё двое взрослых детей – им 28 лет и 22 года. Сын Виталий тоже выбрал рабочую профессию, но в области энергетики: сейчас работает в Амурской области монтажником, строит мосты. Дочь Анна готовится к защите диплома: выбрала профессию логиста. 
Дети и муж знают маму и супругу как самого доброго и отзывчивого человека и хорошую хозяйку, которая не только выслушает и поддержит в любой ситуации, но и вкусно накормит, побалует фирменными блюдами. В свободное время наша героиня растит богатые урожаи на даче, высаживает много цветов.

Во время навигации работаем много, поэтому любимыми блюдами угощаю домашних в зимнее время. Мужу этот период очень нравится. Он спокойно относится к моему графику. В период навигации мы с ним проводим выходные один раз в месяц. На работе видимся утром.

Супруг Дмитрий работает в Ленском речном порту электрогазосварщиком, специализируется на проведении сварочных работ на плавсоставах и портальных кранах. В работе ему нередко приходится сталкиваться с задачами, которые требуют высокого уровня мастерства, способности быстро принять правильное решение, а также ответственности. В этом году он удостоен награды АЛРОСА: на форуме «Хозактив» его отметили Почётной грамотой Группы АЛРОСА.

Шлыгины являются членами трудовой династии в ООО «Алмаздортранс». Брат супруга Леонид – докер-механизатор в Речпорту, муж сестры Владимир Карлов – тоже, племянница Мария Можаева (Шлыгина) – инженер отдела кадров, двоюродный брат Сергей Шлыгин – водитель автобазы.

Начальник грузового района Николай Чувашов говорит, что Алла Юрьевна – один из лучших работников в Ленском речном порту:

Она работает у нас давно. Такие опытные и хорошие машинисты крана на вес золота. Как специалист Алла Шлыгина очень ценна для нас, потому что у неё богатый опыт работы. Наставничество, работоспособность, упорство в достижении целей – такие люди передают все эти качества молодым, а также подают им пример в своей работе. Она добродушныйчеловек, пользуется авторитетом, к ней прислушиваются сотрудники. Очень надёжный человек, всегда готова прийти на помощь.

На таких, как Алла Шлыгина, держится костяк Ленского речного порта. Говорят, что машинист крана – неженская профессия, но цифры упрямо твердят своё: лучше с этой работой справляются женщины. 

Ольга Васильева.

Фото автора и из архива семьи Шлыгиных.