«Наставник, друг и просто порядочный человек»: памяти Василия Кошмелёва

Что есть «человеческая жизнь»? Цифры, меняющиеся из года в год на обложке календаря? Новые морщинки, которые замечаем в зеркале, умываясь по утрам? Или вещи, которыми окружаем себя по мере взросления?

О нет. Всё это слишком непостоянно. Календарь меняется каждый год в один и тот же день, морщинки приходят и уходят – сейчас от них можно избавиться, вещи ветшают и ломаются.

А вот след, который мы оставляем в чужих сердцах, не исчезает. Он и показывает, какой была наша жизнь.

В течение отведённых нам лет мы обретаем столько людей вокруг – семью, друзей, коллег, знакомых… Сколько их? Десятки? Сотни? Не сосчитать! И каждый из этих людей будет нести в своей памяти, а может, и в сердце наш след, когда мы сами уже перестанем ходить по земле. Каким будет этот след, зависит от нас и наших действий.

***

Сто лет назад, 12 февраля 1924 года, в Витиме на свет появился Василий Васильевич Кошмелёв – будущий старейший работник Ленского речного порта, который оставил свой яркий отпечаток в сердцах близких и коллег. Он прожил большую и непростую жизнь: с юных лет трудился на реке, затем участвовал в самой кровопролитной за всю историю человечества войне, пережил её и вернулся в родные края, где вновь обратился к высшему благу, успокаивающему и, вместе с тем, закаляющему душу – труду. Развитие Ленского края происходило на его глазах.

В память о Василии Кошмелёве мы поговорили с теми, кто знал его лично, ведь ничто так не характеризует жизнь и работу человека, как воспоминания о нём, хранимые в человеческих сердцах.

***

«Любящий, работящий, отзывчивый»

Татьяна Васильевна Яроцкая – дочь Василия Кошмелёва, главный специалист Управления делами администрации МО «Ленский район»:

«Вся его жизнь – пример для нас. Человек, проживший войну, всю жизнь носивший осколок – память о тех событиях… Он никогда не отлынивал от работы. Имел феноменальную память. Когда он работал в Ленском речном порту, дома часто раздавались телефонные звонки ночью. Папа брал трубку и спросонья мог сказать наизусть, где какое судно стоит, сколько в нём осталось груза, когда его должны выгрузить, куда отвести после этого одно судно,.. но при этом женщин, которые работали с ним крановщиками в течение многих лет, он почему-то не запоминал. Помнил, наверное, только тётю Машу Куркулёву. До конца жизни помнил номера частей, где он служил, фамилии и имена своих командиров, названия всех станций, где они стояли. Когда я ехала в Китай на поезде из Иркутска, он сразу сказал: «Передай привет станции «Мациевской»: мы там стояли». Когда мы проезжали эту станцию и окрестности, я была в шоке: как там можно было нашим солдатам находиться?.. Голая степь, ни деревца, ни воды – ничего.

Когда я была ребёнком, у нас появилась первая машина – УАЗ-469. Номер был «1032». Когда папа летом не работал, мы садились в машину с друзьями семьи и ездили по боковым улочкам города – это было так интересно! Очень часто ездили компаниями на природу. Один раз – как раз приезжал брат Саша с женой – мы всей семьёй на этом УАЗике ездили в Чернышевск. Были на Вилюйской ГЭС, ночевали на Вилюе. Это было так замечательно…

Трудовая книжка папы – это что-то с чем-то! У него там фактически две записи: «Витимский аэропорт» и «Ленский речной порт». Конечно, там были «передвижки»: он работал то механиком, то диспетчером авиаперевозок, потом стал начальником отдела перевозок. В Речпорту сначала был главным диспетчером, потом – просто диспетчером. К этой трудовой книжке прилагаются два вкладыша, которые полностью заполнены. Это поощрения и награждения.

На пенсию папа вышел в 1999 году – ему было 75 лет. Его трудовой стаж только в Ленском речном порту составляет 50 лет. Выйдя на заслуженный отдых, папа трудился на даче: они с мамой жили там летом. Папа вставал до завтрака, кормил кур, потом только со спокойной душой садился завтракать. У папы появились проблемы с глазами, но это не мешало ему работать на даче. Когда брат был в Ленске, он с папой часто ездил на рыбалку – и летом, и зимой. Я возмущалась: «Там же холодно!», а папа отвечал: «Нет, что ты, это так здорово и увлекательно!».

Три главных слова о папе: Любящий, Работящий, Отзывчивый».

***

«Солидный, опытный, жизнелюбивый»

Сергей Викторович Авдеев – бывший директор базы ЛОТК, глава Ленского района (2002-2008 гг.):

«Я с Василием Кошмелёвым познакомился в 1980 году, когда меня назначили директором базы оптово-торговой конторы (ЛОТК). В те времена мы через Речпорт перерабатывали 100 000 тонн груза – промышленных и продовольственных товаров. Это был огромный объём по тем временам. Груз шёл на обеспечение жизнедеятельности Мирнинского и Ленского районов. Я встречался с Василием Васильевичем утром и вечером – на планёрках в порту. Эти планёрки были нужны, чтобы своевременно понимать, когда, во сколько и сколько будет выгружено груза для доставки на базу. Василий Васильевич в то время был уже солидным и статным человеком, имел огромный опыт в производстве, в работе. На первых порах я его побаивался: как ни приеду на планёрку, он обязательно что-то затрагивал по работе в нашей конторе – то грузчиков не хватает, то кладовщик проспал… Я и злился на него, и обижался, и ругался, ведь документов и актов о том, что у нас были простои, не было. Но потом я стал понимать его.

В своё время выгрузкой у нас занимались «химики», и нехватка рабочей силы не позволяла своевременно выгрузить приходящие суда. Происходила задержка судочасов, которые предоставлялись ЛОРП-ом для выгрузки. Тем не менее, Василий Васильевич маневрировал и правильно организовывал саму работу речного порта. У него были свои задачи, которые он выполнял. Мог переставить судно из-под одного крана, поставить тяжеловесы, чтобы быстро выгрузить судно и избежать простоя. Его манёвренность и знания не давали сбоев в работе Речпорта.

Было особенно приятно работать с Василием Васильевичем, когда он выполнял задачи Речного порта. Мы с ним подружились – не на почве работы, а на человеческой. Эта дружба надолго в нас с ним осталась. Он мог и поругать, и похвалить. Выходя с планёрки, он всегда говорил: «Сергей, всё нормально! Держи хвост пистолетом! Всё сделаем правильно, выгрузим как положено!». Это подбадривало и меня, и всю службу.  

Когда Василий Васильевич ушёл на пенсию, мы постоянно поддерживали с ним связь, общались, встречались, вспоминали работу, но я никогда не задавал вопросы о работе диспетчера: понял, что роль диспетчера в Речном порту в навигационный период сродни роли Бога, который правильно, своевременно и качественно распоряжался той структурой, которой руководил. В шесть утра он уже в порту, в семь вечера он опять в порту: работает над теми грузами, которые необходимо выгрузить. Его рабочий потенциал дал ему возможность жить. Он выглядел бодро, никогда не грубил по пустякам, умел хвалить. Был «маленьким» начальником, но умел строить «больших».

Василий Васильевич прожил хорошую, честную, правильную жизнь. До сих пор я вспоминаю многие его фразы. Его жизнь была яркой. Многие люди, которые работали с ним, никогда не скажут о нём плохого. Я горжусь, что работал с ним. Он любил жизнь и радовался жизни».

***

«Отец, товарищ, мужчина»

Владимир Владимирович Лубинский, председатель Совета ветеранов АДТ:

«Никогда не поздно говорить о Человеке труда. Труд – основа нашего существа. Мы должны передать это понимание подрастающему человеку. В труде была и судьба Василия Кошмелёва. Мы ценили его за очень естественное отношение к труду: некоторые работают ради карьеры, достатка, а он был не таким. Работать для него было так же естественно, как жить, как иметь семью. Он был примером мужского характера, мужского отношения к жизни, к работе, к товарищам. Иногда бывал строг, но никогда не переходил на личности, не переступал рамки. Всегда как руководитель брал на себя ответственность. За ним был опыт довоенной и военной жизни. Он воспитал своим трудовым примером преемников. Многие люди сегодня не имеют ориентиров на будущее. Василий Васильевич же, пройдя войну, пройдя столько страшных испытаний, сохранил в себе удивительную черту: он всегда знал ответ. Всегда имел ориентир. Был ответственным, имел чисто мужской характер, никогда не отказывался от работы.

В 1992 году был период бурного развития компании АЛРОСА. Росли масштабы, росло население. Половина нашей работы состояла в переработке пищевой продукции – её было огромное количество. До 24 судов стояло на Лене. Утром нам давалось задание, а вечером требовали доклад. Василий Васильевич обсуждал с нами и успехи, и причины неудач. Так проходила каждая навигация из года в год. Он – и фронтовик, и специалист своего дела, и товарищ. По любому вопросу – жизненному или профессиональному – к нему можно было обратиться.

Всё менялось: заказчики, приёмщики, суда… А Василий Васильевич не менялся. Таких людей, наверное, уже нет.

Если описывать его в трёх словах, я назову эти: Отец, Товарищ, Наставник». 

***

«Порядочный, прямолинейный, скромный»

Анатолий Александрович Наумов – бывший руководитель базы ЛОТК:

«Я познакомился с Василием Васильевичем в 1984 году, когда меня назначили исполнять обязанности директора базы. Эта работа подразумевала прямой контакт к Речпортом. До этого я встречался с ним, знал, кто это, потому что ещё пацаном, как и, наверное, половина Ленска, слышал его голос каждое утро из динамиков по громкой связи: «Крановщики, стропальщики, водители автотранспорта, приступить к работе!». Он делал это объявление в начале смены после планёрки в диспетчерской.  На такой планёрке я и общался с ним впервые. Мы, кстати, сразу не шли в комнату для планёрок. Сначала поднимались к Василию Васильевичу, и все нюансы и тонкости работы он рассказывал нам, глядя в глаза: «Ты сегодня то-то натворил, тут твои люди так-то поступили, вы – молодцы, так-то хорошо отработали» и так далее. Благодаря этому мы ещё до планёрки знали, что нас там ждёт, и могли подготовиться. Он говорил на планёрках кратко, ёмко, понятно, по-мужски. После планёрки все расходились и знали, что им делать. Сам по себе он иногда мог позволить себе бранное словцо, но в этом не было злобы. Уже через минуту он остывал.

Он был Наставником. Знал, что нужно сказать человеку, как направить его. Все в Речпорту знали: если чего-то не знаешь, подойди к нему. Отношение к людям у него было самым человеческим. Всегда входил в положение работников. По утрам сам ходил в порт, знал, где какой пароход стоит, где что выгружается, сколько отгрузили за ночь и так далее. Если происходила заминка, он знал, в какое другое место можно отвести пароход. В этой чёткой организации работы была его отличительная черта. Знал всё от начала Речпорта до второго транзита.

В период активного развития АЛРОСА приходили большие объёмы овощей – по шесть потоков лука, картошки, морковки, корнеплодов, а ещё мука, крупа, мясо… Осенью обычно картошка и лук мёрзнут. Был забавный случай: спросили на планёрке: «Василий Васильевич, какая сегодня температура на улице?». А он ответил: «Посмотрите на двух директоров». Стояли я и Майданик, директор «холодильника»: он занимался хранением мяса. «Если у Майданика лицо весёлое, значит, мороз. А если у Наумова лицо весёлое, значит, тепло».

Он – человек-шпала: знает, что делать, чётко видит, куда надо двигаться, и не свернёт. Никто не стеснялся просить у него совета. Каждого он знал в лицо – механизаторов, водителей погрузчиков, кладовщиков…

Вспоминая основные его черты, назову три: Порядочность, Прямолинейность, Скромность».  

***

«Человечный, работоспособный, уверенный»

Игорь Иванович Ольшанский – начальник Ленского речного порта:

«Я знаю Василия Васильевича с 90-х годов. Его роль в жизни Ленского речного порта была неоценима. Он не имел могучего телосложения: был щуплым, худощавым, всегда ходил по территории предприятия быстро. Я попал под его начало. В то время в Речпорту были огромные объёмы работы. В этих условиях он всегда совмещал в себе работоспособность, доскональное знание всех рабочих процессов и уверенность в своих действиях.

Мы вместе отмечали 9 Мая: он собирал ребят, с которыми ему было интересно, собирал семью. В нашем кругу его называли «Вась-Вась». Про военные действия он рассказывать не любил. Мы просили рассказать что-то из военного прошлого, но он отвечал, что ничего интересного там нет: «Война есть война. Кровь и вши». В этот праздник стол всегда был накрыт, супруга и дети принимали участие. Между нами были тёплые взаимоотношения, которые не грех вспоминать. Я горжусь, что знал его лично.

Мне всегда импонировала его уверенность. Когда возникали сомнения, обращались к нему за советом. «Будем делать так», – отрезал он, и всегда оказывалось, что это было правильным решением, обоснованным его огромным опытом. Работа в Речпорту была его жизнью. Он был на острие всех трудовых задач. Всегда помогал. У него был боевой «УАЗик», на котором, наверное, все перекатались! Всех подвозил, если нужно.

Он приходил на работу в семь часов утра и проходил от начала порта до второго транзита – сам, чтобы своими глазами увидеть положение дел. Благодаря этому был в курсе всех событий. Я пришёл в Речпорт работать мастером, а он уже был главным диспетчером – это высота, которая казалась недосягаемой. Через непродолжительное время мы пообщались с ним. В нём не было никакого высокомерия.

Три главные его черты, которые я бы выделил, – это Человечность, Работоспособность и Скромность».

***

Все эти слова говорят о многом. Даже те, кто не знал прежде о Василии Кошмелёве, смогут сделать вывод: «Этот человек прожил большую трудовую жизнь». Пусть светлая память о нём долгие годы хранится в сердцах людей и на страницах летописей нашего края.

 

Анна ИЛЬЧУК.

Фото из архива Т. Яроцкой.