14 ноября отмечают Международный день логопеда. История праздника началась с профессионального сообщества «Комитет речевых и языковых терапевтов», в который входит множество стран. В Европе 6 марта 2004 года благодаря Комитету появился День речевых терапевтов, а в России праздник перенесли на 14 ноября и назвали «День логопеда». Праздник подчёркивает важность данной отрасли для всех людей в мире.
В преддверии профессионального праздника мы поговорили с Оксаной Фёдоровной Кольцовой, которая является учителем-логопедом высшей категории и работает в ленской школе № 2 с углублённым изучением отдельных предметов.
Наша героиня родилась и выросла в Ленском районе в семье педагогов: её дедушка, мама и тёти были учителями. После окончания школы выбрала факультет «Педагогика и психология детства» по специализации «Логопедия» в Новосибирском государственном педагогическом университете.
– Вопрос о выборе профессии передо мной не стоял: я решила продолжить династию педагогов. Учителем-логопедом работаю уже 25 лет.
Главные задачи логопеда – диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи. Чаще всего он работает с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, но есть специалисты, помогающие подросткам и взрослым.
– Приятно видеть, как у ребёнка совершенствуется речь, как он радуется своим успехам. Счастье, что твоя работа является маленьким трамплином для успешного развития детей.
Поход к логопеду позволяет выявить несоответствие развития речи ребёнка его возрасту, развить артикуляционную моторику, речевое дыхание, слуховое восприятие, фонематический слух (способность слышать и различать звуки родного языка), автоматизировать правильное произношение звуков, усовершенствовать навык видеть слоговую структуру слова и связно говорить, а также повысить внимание, память, развить мелкую моторику. Логопед может не только вернуть человеку правильную речь, но и помочь начать лучше мыслить, даже развить творческие способности, а также изменить психологическое состояние ребёнка. Чем раньше начинается коррекционно-развивающая работа с логопедом, тем лучше будут результаты.
– Если вы чувствуете в себе интерес к педагогике, а также желание помогать людям, то можете выбирать профессию логопеда! В нашем деле надо всегда доброжелательно относиться к людям, не позволять себе демонстрировать недовольство и пренебрежение.
Оксана Фёдоровна считает, что логопеду необходимо обладать доброжелательностью и сопереживанием, а также терпением и настойчивостью, потому что иногда для достижения заметных улучшений приходится работать несколько лет. Самое главное в работе логопеда, как и в любой профессии, – это любовь к тому, что ты делаешь. Роль логопеда в развитии ребёнка является очень важной, так как он помогает маленькому человеку преодолеть не только речевые нарушения, но и развиваться как личности.
– От нашей работы может зависеть будущее детей: смогут ли они красиво и без ошибок писать, чисто говорить, строить свои высказывания. Может, кто-то из них будет врачом, телеведущим, а, может, как я, учителем-логопедом.
По мнению Оксаны Фёдоровны, одна из наиболее распространённых трудностей, с которыми сталкиваются её коллеги, – это низкая мотивация родителей. Если они дома не повторяют упражнения, то сложно замотивировать ребёнка и добиться желаемого результата. Наша героиня советует к прочтению книги Надежды Жуковой, в которых представлены уроки и упражнения, направленные на коррекцию различных нарушений речи, а также развитие речевых навыков у детей. Оксана Фёдоровна считает, что семья, в которой книга сопровождает ребёнка с момента его рождения, в которой читают родители, – это предпосылка к грамотности, красивой и правильной речи. Книга оказывает огромное влияние на умственное и речевое развитие, поэтому необходимо прививать ребёнку интерес к чтению с раннего детства.
Чтобы заинтересовать учащихся, сделать обучение осознанным, Оксана Фёдоровна использует на занятиях современные методики и компьютерные технологии, которые позволяют создать презентацию, раздаточный материал, а также разнообразить образовательный процесс.
По мнению нашей героини, ребёнок XXI века – это тот же ребёнок, которому во все времена требовались внимание, забота, любовь родителей и близких, но живёт он в мире цифровых технологий и хорошо владеет ими, поэтому львиную долю информации он получает из Интернета, предпочитая общение в виртуальном пространстве личному. Логопеду трудно представить современных детей без смартфонов, планшетов и других гаджетов, однако Оксана Кольцова признаёт: существуют качественные игры и приложения, позволяющие детям развивать логику и память, изучать иностранные языки.
– Важно правильно сориентировать ребёнка, уделять внимание, доносить до него значение настоящих ценностей – семьи, дружбы, качественного общения. Гаджеты должны использоваться только как помощники в жизни и в достижении успехов.
Работа с людьми, а особенно – с детьми, – это всегда риск эмоционального выгорания. Чтобы не выгореть, Оксана Фёдоровна советует проводить время в спокойной домашней обстановке за чтением книг или просмотром фильмов или заниматься активным отдыхом. Наша героиня предпочитает прогулки на свежем воздухе, общение с семьёй и друзьями, занятия спортом или рыбалкой. Её вдохновляют положительные результаты детей.
– Мне нравится помогать детям преодолевать их трудности, вселять в них уверенность. Логопед – это призвание, умение и терпение. От всей души хочется поздравить каждого, кто выбрал эту профессию. Желаю всем здоровья, терпения, творческих идей! Пусть маленькие победы приносят большие результаты!
Логопеды работают в школах, детских садах, поликлиниках, открывают свои собственные кабинеты, но объединяет их одна цель – помочь своим пациентам. Благодаря коррекции речи у ребёнка появляется возможность активно жить в обществе, развиваться и успешно учиться в школе. Поздравляем с Международным днём логопеда!
Лариса МАМЦЕВА.
Фотографии из архива О. Кольцовой.