Ольга Захарова: «Воспитатель детского сада – это призвание, способность дарить детям тепло своего сердца»

Общенациональный День воспитателя и всех дошкольных работников отмечается 27 сентября. Дата выбрана не случайно: она приурочена к открытию первого российского детского сада в Санкт-Петербурге в 1863 году. Сегодня расскажем историю становления детских садов и побеседуем с прекрасным воспитателем из Ленска.

Понятие «детский сад» пришло из немецкого языка. Оно появилось в 1840 году, когда Фридрих Фребель основал первый детский сад. Он считал так: «Дети подобны крошечным цветам; они разнообразны и нуждаются в уходе, но каждый из них прекрасен сам по себе и великолепен в сообществе сверстников». Фребель был педагогом. По его мнению, дети – цветы жизни, требующие умелого и тщательного ухода, и выращивать их должны садовницы. Воспитателей он называл «садовниками» и «садовницами», а детей – «божьими растениями» и «цветами». Детский сад – «сад для детей», поэтому участок земли был важной частью учреждения, где дети могли взаимодействовать с природой, а также играть, сажать растения, ухаживать за ними, исследовать и наблюдать. Философия образования Фребеля основывалась на четырёх основных идеях: свободное самовыражение, творчество, социальное участие и двигательная активность.

Первый детский сад в Российской империи появился благодаря стараниям профессора Императорского Санкт-Петербургского университета Карла Люгебиля и его супруги Софьи. Они были последователями учения Фридриха Фребеля. Заведение, в основном, существовало за счёт средств родителей воспитанников. Их обучали чтению, пению, танцам и гимнастике. В течение последующих нескольких лет были открыты частные детские сады и в других городах империи. В 1866 году появился первый бесплатный детский сад, он также открылся в Санкт-Петербурге – при местном благотворительном обществе дешёвых квартир для детей работниц города.

С приходом советской власти начался новый виток развития системы дошкольного образования. В конце 1917 года была провозглашена Декларация дошкольного образования, которая зафиксировала его главные принципы – всеобщую доступность и бесплатность. В то время и сложилась система дошкольного образования, которая функционирует и в настоящее время.

Накануне праздника мы поговорили с Ольгой Валерьевной Захаровой, которая работает воспитателем в ленском детском саду «Звёздочка».

Когда наша героиня училась в школе, она мечтала стать стоматологом. После окончания 11 классов ей предложили работу в должности воспитателя в родном селе. Работая с опытным воспитателем с многолетним стажем Фаиной Николаевной Соиной, она полюбила эту профессию. Ольга считает: если человек любит детей, если он – интересная, творческая личность, он может стать хорошим воспитателем.

Наша профессия требует выдержки и ответственности, нельзя быть «не в настроении», так как имеешь дело с детскими душами – нежными, ранимыми и открытыми. Воспитатель детского сада – это призвание, способность дарить детям тепло своего сердца.

Для нашей героини самое главное – это понимать детей, принимать их такими, какие они есть, стараться, чтобы дети были счастливыми, вместе с ними играть, радоваться их успехам и поддерживать познавательный интерес. Роль воспитателя многогранна. По мнению Ольги Валерьевны, работа воспитателя – это способность к отречению, умение отдать всего себя детям, видеть в каждом ребёнке светлое и позитивное. Существует русская народная мудрость: «Дерево и учитель познаются в плоду». Самым сложным в деятельности воспитателя наша героиня считает «бумажную работу» и множество отчётов.

Я работаю с прекрасным коллективом под руководством опытного, отзывчивого директора Ирины Филипповны Турбиной и прекрасного старшего воспитателя Надежды Адольфовны Поповой.

Родителям Ольга советует прочитать три книги:

  • «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили», А. Фабер и Э. Мазлиш;
  • «Самая важная книга для родителей», Ю. Гиппенрейтер;
  • «Эмоциональный букварь от «Ах» до «ай-яй-Яй», Л. Стрелкова.

По мнению Ольги Валерьевны, современный воспитатель – это творческий человек, который сочетает в себе черты друга, мамы, артиста, психолога. Он ищет новые методы работы с детьми и делает профессию интересной. Малыши XXI века более информированы, у них очень раннее развитие, но современный ребёнок так же, как сто лет назад, учится ходить, кушать, одеваться, ему хочется любви, ласки и понимания.

Работа с людьми, а особенно – с детьми – всегда риск эмоционального выгорания. Чтобы не выгореть, Ольга предпочитает заниматься физической активностью: бег, танцы, фитнес, массаж, йога. Главное – не забывать быть счастливым. Нашу героиню вдохновляют родные и любимые люди. Ольга Валерьевна считает, что у неё счастливая семья – лучшие на свете родители Валерий Михайлович и Елена Алексеевна, три брата и две сестры, любимый муж Василий и два прекрасных сына: Константин, 17 лет (учится в Томском государственном архитектурно-строительном университете) и Руслан, 5 лет (воспитанник детского сада «Солнышко»). Свободное время Ольга посвящает творчеству: занимается шитьём, рукоделием, пением и многим другим.

К принципам воспитания Ольга Валерьевна относит деятельностный подход, уважение ребёнка и соблюдение его прав, самоценность детского возраста. Всем детям наша героиня желает верить в добро. Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии, творчества.

Я поздравляю всех работников дошкольного образования с профессиональным праздником! Пусть ваш труд приносит радость, вдохновение, благодарность родителей и улыбки детей. Теплоты и понимания, любви и уважения, красоты и радости на долгие годы!

Коллектив газеты «Ленский вестник» благодарит Ольгу Валерьевну за предоставленную информацию. Прекрасен тот педагог и воспитатель, который умеет вызвать улыбку на лице ребёнка и сделать его чуточку счастливее. Поздравляем всех работников дошкольного образования!

Лариса МАМЦЕВА.

Фотографии из архива О. Захаровой.