Ежегодно 30 октября в России отмечают День инженера-механика – профессиональный праздник специалистов, чья работа связана с проектированием, эксплуатацией и обслуживанием сложной техники. Эти люди стоят на передовой технического прогресса, обеспечивают надёжную работу оборудования и систем, от которых зависит эффективность многих отраслей. Среди таких профессионалов – Николай Фролкин, инженер второй категории службы энерговодоснабжения ООО «Газпром трансгаз Томск». В статье читайте о профессиональном пути и размышлениях инженера.
Воспоминания
Николай Анатольевич родился 25 февраля 1979 года в городе Семипалатинске Казахской ССР. Его мама работала администратором в гостинице, а отец – водителем спецавтотранспорта в ресурсоснабжающей организации. В семье трое детей, Николай – старший. У него есть брат и сестра.
– Детство у меня было, как и у многих детей, обычное. Улица была нашей игровой площадкой с раннего утра до позднего вечера, пока родители не загонят домой. Предпочитали футбол, «Пекари», лапту, «ножички» и катание на велосипедах. Иногда на каникулах ездил к бабушке с дедушкой в город Усть-Каменогорск. Я вёл активный образ жизни: после школы бегал на секции по дзюдо, борьбе, посещал станцию юных техников. С ранних лет меня привлекало заниматься спортом и техникой. На республиканских и городских слётах юных техников занимал призовые места. Спорт, конечно, больше помогал на улице, – вспоминает Николай Анатольевич.
В 1990-х семья Николая переехала в Россию, обосновавшись в Омской области, – на родине папы. Родители начали трудиться в сельском хозяйстве.
– Я продолжал учиться до одиннадцатого класса и активно занимался лыжными гонками, даже получил квалификационное удостоверение кандидата в мастера спорта.
Путь к профессии мечты
Николай Фролкин, закончив школу в 1996 году, отправился в Новосибирск, чтобы поступить в Речное командное училище имени Семёна Дежнёва.
– Во время учебы в училище проявил интерес к сопромату и теоретической механике. Один из преподавателей заметил мои способности к решению задач в динамике и статике и предложил попробовать себя в проектной организации. Это стало поворотным моментом. Тогда я осознал, что после средне-специального образования продолжу учиться и обязательно поступлю в институт.
Первый раз в Сибирский строительный институт он не поступил, поскольку государство призвало его на службу в армию на Северном флоте, где он был командиром боевой части. Завершив службу, вернулся к своей цели и успешно поступил в институт. Так наш герой получил образование по специальности «Инженер-строитель промышленного и гражданского строительства».
Профессионал
В 2006 году Николай Фролкин вместе с семьёй переехал в Якутию, когда его супругу распределили на работу в Ленск. У них уже была трёхлетняя дочь Варвара, а в Новосибирске Николая ничего не держало. В Ленске он быстро нашёл работу в строительной организации –ООО «777».
– В этой организации у меня начался стремительный карьерный рост. Я из мастера-дублёра дорос до начальника участка. Занимался самостоятельно строительством объекта. Естественно, с поддержкой руководства. Могу с уверенностью сказать, что в работе над объектом выполнял несколько ролей: мастера, начальника участка, геодезиста и руководителя. В подчинении у меня было 40 человек. На тот момент для молодого начинающего инженера это был отличный результат в карьере. Меня обеспечили служебной машиной и хорошей зарплатой.
«Газпром трансгаз Томск»
В апреле 2017 года Николай Фролкин начал свою работу в «Газпром трансгаз Томск». Перед этим он занимал должность начальника производства технического отдела в ресурсоснабжающей организации «Ленская ПТЭС». Хотя его приглашали в «Трансгаз Томск» ранее, он не мог покинуть прежнюю работу, так как у него были незавершённые проекты.
На новом месте инженер Фролкин разделил свою работу на два этапа. Первый этап включал участие в строительстве магистральной сети «Сила Сибири», где он работал по профилю инженером-строителем в отделе капитального строительства.
ООО «Газпром трансгаз Томск» – дочернее общество ПАО «Газпром». Компания обеспечивает эксплуатацию газотранспортных систем в 14 регионах Сибири и Дальнего Востока, в том числе – экспортного газопровода «Сила Сибири».
Протяжённость магистральных газопроводов – более 11 500 километров, они проходят по территориям Тюменской, Новосибирской, Кемеровской, Томской, Омской, Сахалинской, Амурской областей, Республике Саха (Якутия), а также Алтайского, Хабаровского и Приморского краев.
После завершения строительства Николай остался в службе энерговодоснабжения. Он признаётся: работа была ему ближе по духу, потому что сказывался предыдущий опыт в ресурсоснабжающей организации.
– Прошёл дополнительное обучение и получил образование в области инженерии теплотехнического оборудования и объектов водоснабжения и водоотведения. Служба энерговодоснабжения отвечает за бесперебойную поставку электрической энергии, тепловой энергии, обеспечения объектов водой, очисткой бытовых и ливневых стоков, вывозом стоков с объектов, а также обеспечение системы вентиляции и кондиционирования. Всеми этими ресурсами мы снабжаем площадочные объекты и объекты линейной части, – разъяснил опытный инженер.
К площадочным объектам ООО «Газпром трансгаз Томск» относятся база линейно-производственного управления (ЛПУ), вахтовые жилые комплексы в районе микрорайона «АЛРОСА», вахтовый жилой комплекс при компрессорной станции – 1 (КС-1), промбаза «Олёкминская» при КС-2, компрессорные станции.
– Когда строительство магистрального газопровода подошло к концу, я думал, что эксплуатация будет проходить легче. Однако реальность оказалась далека от ожиданий. Этот урок я усвоил на собственном опыте. Получив в управление новое, дорогостоящее и современное оборудование, мы столкнулись с множеством задач. Важно было не только сохранить это оборудование, но и правильно его настроить. Учитывая приближение зимы, мы должны были обеспечить надёжную работу системы отопления, чтобы избежать замерзания труб и наладить бесперебойное снабжение электроэнергией, теплом и водой. Проблемы не заставили себя ждать: возникали небольшие аварии, которые требовали немедленного вмешательства. Нередко нам приходилось работать ночами, собирая аварийные бригады и ночуя на объекте, чтобы отогревать трубопроводы и устранять неполадки. Это была настоящая проверка на прочность для всей команды. В таких условиях особенно важно применять все свои навыки и знания. Я многому научился у своих коллег. Их советы и подсказки часто оказывались крайне полезными. Я всегда готов их выслушать.
Размышления о профессии
Николай Анатольевич считает, что не нужно стесняться задавать вопросы, если человек чего-то не знает или в чём-то сомневается. Лучше спросить, переспросить или почитать дополнительную информацию. Воспользоваться советом более опытных коллег – это не просто полезно, но и необходимо для роста.
– Советую молодым специалистам всегда стремиться к обучению и не бояться браться за сложные задачи. Если задача кажется непосильной, разбивайте её на этапы и постепенно двигайтесь к решению. Важно завершать начатую работу: даже если она сложная, разделение на этапы или временное переключение на другую задачу поможет. Пробуйте решать сложные и, казалось бы, нерешаемые задачи. Когда вы научитесь справляться с такими вызовами, это принесёт вам удовлетворение и опыт. Со временем вы перестанете бояться сложной работы – она станет для вас привычной и понятной.
Наш герой отметил роль инженеров в нефтегазовой отрасли: они – связующее звено между рабочими и руководителями, играют ключевую роль в процессе. «Каждый работник может стать инженером, как и каждый инженер может стать руководителем», – считает Николай Фролкин.
– В нашей стране, учитывая климатические условия, профессия инженера-энергетика или теплоэнергетика всегда будет востребована. Без света и тепла в наших регионах жить крайне сложно. Поздравляю коллег с профессиональным праздником! Безаварийных и бесперебойных нам работ! – заключил Николай Фролкин.
Важно отмечать труд инженеров и их вклад в развитие различных отраслей. Николай Фролкин своим примером демонстрирует, как упорство, стремление к знаниям и любовь к своему делу могут привести к значительным достижениям.
Лина МОЯКУНОВА.
Фотографии из архива Н. Фролкина.