«Алмаздортранс» – один из крупнейших работодателей Ленского района. Это предприятие объединило десятки водителей, механиков и других специалистов, связавших свою профессиональную деятельность с транспортом и дорогами. Оно существует уже немало времени, за которое на нём сменилось не одно поколение работников. Некоторые из них образуют трудовые династии: за отцами приходят работать сыновья. Такова история и наших сегодняшних героев – Владимира и Максима Самойловых, отца и сына. Их общий стаж в «АДТ» составляет порядка трёх десятков лет.
Самойловы – пока небольшая династия, но и она имеет свою благородную трудовую историю. Владимир Андреевич работает в «АДТ» уже 25 лет, а его водительский стаж ещё на десяток лет больше! Наш герой провёл детство в Ленске, учился во второй школе. С ранних лет он любил технику. Его дед трудился водителем скорой помощи, отец тоже работал за рулём. Получается, Владимир Самойлов – водитель в третьем поколении!
– В первый раз я попробовал самостоятельно водить лет в шесть-семь. Отец посадил меня на коленки, и я впервые попробовал водить на лесной дороге. Много играл в машинки. У меня была любимая игра: я выключал свет в комнате, брал фонарик, машинку и водил лучом фонарика, как фарами, представляя, что еду где-то в ночи.
У юного Владимира была мечта – поступить в лётное училище. Но жизнь распорядилась иначе. По окончании школы он ушёл служить в армию, где два года работал водителем дежурного автобуса.
– У нас в школе преподавалась дисциплина «Автодело». Я закончил школу, сдавал экзамены и школьные, и водительские. На выходе из школы у меня было водительское удостоверение – конечно, с пометкой, что оно будет действовать с 18 лет. В 1985 году я получил права, с 1986 являюсь водителем. Уже 38 лет, получается.
После армии Владимир стал искать место для трудоустройства.
– Сначала я работал в Ленском автотранспортном предприятии, потом, в лихие 90-е, пришлось уволиться: жена была в декрете, рядом с ней – маленькая дочка, Кристина, а зарплату выплачивали с задержкой. Уходил лет на пять туда, где вовремя платили зарплату: ребёнок был маленьким, нужно было как-то выживать в те времена. В итоге в 1999 году вернулся обратно. При слиянии автобаз ЛАТП объединили с «Алмаздортрансом» – предприятием АК АЛРОСА.
Владимир Андреевич признаётся: он любит свою работу. Вокруг – надёжные люди, которые поддержат, помогут при возникновении трудностей, а их в работе за рулём бывает немало. Если среди зимы машина вдруг встанет на трассе, водитель может попросту погибнуть. В таких ситуациях выручают товарищи: помогают с ремонтом. Сплочённый коллектив – крепкая опора на любом месте работы!
– Люди, которые давно здесь работают, хорошо друг друга знают. К новым, конечно, тоже присматриваемся: если человек нормально относится к технике, то и ты с ним нормально общаешься. Те, кто технику не любят, сразу проявляются. К ним и отношение соответствующее. Большинство людей у нас – трудолюбивые работники, которые радеют за своё дело.
Радение за общее дело проявилось и в один из самых тяжёлых периодов в истории нашего города – во время наводнения 2001 года. В первую очередь сотрудники «АДТ», которые имели квартиры на возвышенностях и могли не бояться затопления, эвакуировали машины. Конечно, участвовали и в эвакуации людей: кто-то предоставлял свои лодки, кто-то – моторы. К общегородской беде никто не остался равнодушным. Как сказал Владимир Андреевич, «когда работаешь в такой среде – взаимовыручки, помощи, – она впитывается в людей, и они перенимают эти черты».
– Всё проходило организованно. Всю технику, которую могли, выгоняли на Шаман. Неужели я буду сидеть на балконе своей квартиры и смотреть, как город топит? Естественно, я помогу, кто-то другой тоже поможет.
На момент наводнения сыну нашего героя, Максиму, было пять лет. Конечно, для семьи с детьми – как и для любой другой – наводнение стало страшным потрясением. Женщины плакали, а мужчины переживали молча, испытывая боль за всё, что было погублено водой.
Но наводнение прошло, город восстанавливался. Жизнь вернулась в привычное русло. Владимир Андреевич продолжает работать в «АДТ», его жена, Яна Анатольевна, много лет трудится в Общем центре обслуживания – ещё одной части структуры АЛРОСА. В прошлом году наш герой получил значок и удостоверение Ветерана АЛРОСА, проработав в компании четверть века, а ещё отпраздновал красивый юбилей – 55-летие.
Сыну Владимира Андреевича, Максиму, 28 лет. Он тоже вырос в Ленске, был активным мальчишкой, мечтал, как и его отец в том же возрасте, связать свою жизнь с авиацией. Увы, спустя годы воплотить мечту и стать лётчиком не получилось: подвело здоровье. Но отступать наш герой не спешил и нашёл другой путь – в 2014 году поступил в Омский лётно-технический колледж гражданской авиации, закончил его в 2018 и устроился в авиакомпанию АЛРОСА на должность техника по обслуживанию вертолётов. Казалось бы, вот оно – соприкосновение с мечтой! Но всё оказалось не так просто.
– Проработав там полгода, понял: не моё. Уволился. Тогда отец предложил мне устроиться в Ленские авторемонтные мастерские. Проработал там год слесарем, вместе с тем учился на водительские категории D и E. После пошёл учиться на перевозку опасных грузов, а затем перевёлся в Автобазу на должность водителя. Это случилось осенью 2019 года. В этом году моей работе водителем будет пять лет.
Во время работы Максим заручился поддержкой хорошего наставника – своего отца. Тот прошёл соответствующее обучение и сам обучал сына всему, что необходимо в непростой работе водителя. Их поставили в пару, и они три года вместе ездили в рейсы, подменяя друг друга на время отдыха. Отец и сын даже заслужили корпоративную награду как лучший экипаж, правда, лично получить её не смогли, поскольку были в очередном рейсе.
– Отец учил меня, как ездить, как вести себя на гололёде, на грязи, как разъезжаться с машинами, проходить подъёмы и спуски. Через три года нас «распарили»: я остался работать на VOLVO, которую нам дали, а отец перешёл на другую машину.
Поработав в паре, наши герои лучше узнали друг друга.
– Отец – дисциплинированный сотрудник. На работу всегда приходит вовремя, с работы может задержаться, если не успевает что-то сделать, никогда не халтурит. Он – трудоголик: работает постоянно, устаёт подолгу отдыхать в отпуске, рвётся к рейсам. Он привык работать, это образ его жизни. Его можно назвать примером для других. В свободное время он делает что-то в гараже, хлопочет по хозяйству дома. Любит охоту и рыбалку: как только выдаётся возможность, едет в лес.
– Максим – человек надёжный. Он не подведёт. Он не обманывает – просто не умеет врать, такой человек. Предан семье, любит родителей. Он не показывает это, но я это чувствую. Хороший друг, ответственный и исполнительный работник. Серьёзно относится к тому, что говорит начальство: сказали, значит, надо делать.
Работа водителя, вопреки многим представлениям, крайне непроста. Поломка на трассе может случиться в любое время суток и года, и её будет необходимо немедленно устранить. Иногда оперативность в этом деле – вопрос здоровья и даже жизни. Летом, по словам наших героев, проблемы создаёт ремонт колёс, осенью и зимой – гололёд, а главная зимняя угроза – это, конечно, экстремально низкие температуры. Но Максим Владимирович, как и отец, уверяет: на трассе коллеги не оставят в беде и всегда помогут в ремонте. А само предприятие поможет повысить квалификацию и получить востребованное образование.
– В том году я заключил договор с «Алмаздортрансом», по нему я учусь от предприятия в Омске, в Сибирском автодорожном институте. Специальность – «Транспортная логистика». В мае у меня будет сессия за II курс. По окончании обучения я должен буду три года отработать на предприятии по той специальности, на которой обучаюсь.
Работа у Максима Владимировича уже есть, образование – не за горами, а что же на «личном фронте»? Здесь тоже всё хорошо: в 2020 году он привёз в Ленск возлюбленную из Новосибирска, с которой познакомился четырьмя годами ранее на свадьбе сестры. Через год они поженились, а в январе нынешнего года в их молодой семье родился первенец. Событие стало настоящим подарком для всех Самойловых. Владимир Андреевич – новоявленный дедушка – узнал о рождении первого внука в рейсе. Не сдержав чувств, прослезился. По стечению обстоятельств ему удалось раньше вернуться из рейса в Ленск и увидеть малыша вживую: подержать, покормить, понянчиться.
К слову, наши герои не против продолжения трудовой династии в «Алмаздортрансе», однако считают, что работа водителя весьма сложна, и к этому стоит быть готовым. Максим Владимирович же хотел бы, чтобы его сын заступил, скорее, на инженерную должность, получив перед этим достойное образование.
Ленск – один из главных транспортных узлов нашего края. Именно здесь важность профессии водителя оценивается по-настоящему: без труда отважных людей, которые день и ночь проводят за рулём, чтобы доставить в поселения необходимый груз, Якутия вряд ли смогла бы развиваться нынешними активными темпами. Мы надеемся, что таких передовиков, как Владимир и Максим Самойловы, в нашем городе будет больше, а их трудовая династия продолжит расти, принося почёт не только их семье, но и всему нашему району! Спасибо за ваш труд, уважаемые водители!
Анна ИЛЬЧУК.
Фотографии предоставлены героями публикации.