Педагог — это в крови: Беседа с учительской семьёй Незамединовых

«Учитель» – в этом слове слышится шелест праздничных букетов и тетрадных листов, чувствуются опыт, разумность, рабочая суета и стремление к совершенству. Как оказалось, всё это может передаваться из поколения в поколение! Это доказывает педагогическая династия Незамединовых, трудящаяся в школах Ленска. Мы побеседовали с Артёмом и Анастасией Незамединовыми – учителями средней общеобразовательной школы № 3 – и узнали немного больше об их работе.  Артём Иванович Незамединов преподаёт ребятам информатику и технологии, Анастасия Игоревна – английский и китайский языки.

         – Анастасия Игоревна, как и когда вы приехали в Ленск?

         – Я вышла замуж, и супруг, Артём Иванович, позвал меня к себе. Год мы проработали в селе Чапаево Олёкминского района. Потом, когда свекровь предложила стать педагогом, я поехала на обучение через Ленск (тогда все пути были через Ленский аэропорт). В городе я заметила красивую школу, решила туда зайти. Наталья Константиновна, директор школы, предложила вакансию учителя иностранного языка по окончании обучения. Мужа пригласили туда же. В сентябре 2016 года мы вместе вышли на работу в школу № 3 города Ленска.

         – Когда у вас появилось желание стать учителем?

– Свекровь предложила попробовать себя в этой профессии, так как она всегда будет востребованной. Я решила «Почему бы и нет?» и после основного образования прошла профессиональную переподготовку на учителя английского языка. Было немного страшно, но свекровь (кстати, учитель начальных классов) поддерживала и помогала.

         – Артём Иванович, а как начался ваш профессиональный путь?

         – Поначалу я был учителем информатики и техником – отвечал за работоспособность школьного оборудования. Тогда же начал увлекаться разными проектами. Первый мой проект с учениками был в 2016 году – в первый же год работы, и он занял хорошее призовое место. Тогда я поехал в Якутск на конференцию «Шаг в будущее», куда мы ездим каждый год. Оттуда возвращаемся с победой. Поначалу проекты были в содействии с другим учителем, Галиной Николаевной, но позже стал работать один, делать что-то своё. Ежегодно мы стабильно доходим до республиканского этапа конференции, только один раз не смогли пройти дальше города. Трижды или четырежды выходили на всероссийский уровень, три раза на этом уровне получали призовые места.

– Анастасия Игоревна, кто ещё в вашей семье имеет или имел отношение к педагогике?

– Моя бабушка была воспитателем в детском саду, как и её родная сестра. В семье мужа – целая династия учителей, мы – её продолжатели. Бабушка мужа почти всю жизнь проработала воспитателем, свекровь и её сестра – учителя, мой муж и его сёстры – учителя, жёны братьев – учителя.

– Почему именно китайский язык? Какие перспективы у него есть в нашей стране?

– Китайский язык, а точнее – специальность с китайским – мы с мамой выбрали случайно: решили попробовать поступить на профиль «Регионовед-востоковед со знанием китайского языка». Нам он показался интересным, но тогда мы даже не подумали, куда с таким образованием можно будет устроиться на работу. Специальность оказалась очень интересной, а со временем я поняла, что она ещё и очень востребована. На протяжении учёбы я не раз летала в Китай, проходила языковую практику. По окончании института меня позвали продолжить обучение по гранту от правительства Китайской Народной Республики.

Перспективы у изучения китайского языка в наше время очень большие. У человека, знающего китайский, открывается множество возможностей, потому что Российская Федерация и Китайская Народная Республика начинают тесно сотрудничать. Китайский сейчас – это почти второй язык в нашей стране, как когда-то был английский. Перспектива ещё заключается в том, что можно поступить на обучение в высшие учебные заведения Китая, открыть для себя новую страну, её культуру и возможности, которые она сулит. Например, группу наших учеников, победивших в международном конкурсе, с нетерпением ждут в Китае, но пока нет возможности выехать.

– Артём Иванович, тот же вопрос: почему информатика и технологии?

– Здесь, скорее всего, секрет в том, что мне самому нравится этим заниматься. Я всю жизнь, со школьного времени, занимался компьютерами, программами, мне нравилось самостоятельно изучать что-то, связанное с этим. Было любопытно узнать, как устроен компьютер, как обрабатывается информация. Позже увлёкся языками программирования, оттуда пошёл и особый интерес к робототехнике – моей давней мечте. Хотелось бы в дальнейшем освоить искусственный интеллект, чат-боты и прочее. В общем, я и сейчас учусь совместно с детьми, с учениками, и это доставляет немало удовольствия. Например, в последние два года я увлёкся 3D-моделированием и теперь стараюсь применять эту технологию на уроках – технологии, черчения – и в проектах. В прошлом году мы делали проект – робот-пылесос, компоненты которого полностью напечатаны на 3D-принтере. В дальнейшем подобные проекты тоже будут. Мы не берём готовые детали, а самостоятельно их моделируем и печатаем. Это очень интересно.

– В чём вы видите достоинства своей профессии, Анастасия Игоревна?

– Наверное, в том, что педагогика – это возможность не только давать знания, но и зажигать в детях какую-то искру, постепенно превращая её в большой огонь, чтобы с ним они шли дальше, зная, что всё смогут, всего добьются, всё у них будет хорошо, потому что без надежды ребятам очень сложно: в них не всегда верят. Если из большого объёма учеников один или два смогут достичь желаемых результатов, воплотить в жизнь мечту, это будет замечательно. Я считаю, это то, к чему нужно стремиться: чтобы дети нашли себя в жизни. Мы вкладываем в них не только знания, но и жизненный опыт. Учитель – это тот, кто даёт надежду и возможности. Если смотреть со стороны языкового образования, то люди, преподающие языки, предоставляют ученикам настоящий шанс узнать этот мир по-новому, по-другому. В какой бы стране ты ни находился, тебе полезно знать язык, который используется её жителями. Владение хотя бы двумя языками открывает множество новых дверей.

– Артём Иванович, какие сложности вы обозначили бы в вашей работе?

– Не все дети понимают, что сейчас МОЖНО и НУЖНО учиться, чтобы в дальнейшем было проще найти себя, понять, кем хочешь стать. Также не все понимают, что многое в восприятии и понимании предмета зависит именно от них. В руках учеников сейчас много возможностей, много открытых путей. Не каждый ученик это видит.

– А какие моменты в работе вызывают у вас радость?

– Радость – это когда ты с детьми участвуешь в каких-то проектах, чем я часто и занимаюсь. Когда дети занимают призовые места, испытываю гордость за себя, за детей, что они чего-то достигли. Какие-то результаты, победы. Даже выполненное домашнее задание – это радость: ты понимаешь, что донёс до детей то, что хотел, они усвоили это. Был один особенный радостный момент: я увлёкся радиоуправляемыми моделями судов, которые были распечатаны на 3D-принтере. Ездил с учениками на озеро, где мы запускали эти модели на воду. Они были в диком восторге! Это, конечно, очень греет сердце.

– Есть устоявшийся стереотип, что сегодня профессия учителя – женская. Он как-то влияет на то, как ученики относятся к вам?

– Ученики, на самом деле, относятся хорошо. Я не думаю, что они видят разницу между учителем-мужчиной и учителем-женщиной. Конечно, какие-то стереотипы о нашей профессии присутствуют, но всё же я считаю, что у мужчин есть свой подход к детям. Некоторые ребята внимательнее слушают именно мужчину, нежели женщину. Может, мы немного по-другому мыслим. Так или иначе, ничего особого в мужчине в школе ребята не видят.

– Анастасия Игоревна, какие проблемы сегодня, на ваш взгляд, существуют в школьном образовании?

– Думаю, они достаточно очевидны. Слишком много бумажной волокиты, непонимание Министерством того, какая работа нужна в реальной школе. Это – глобальный взгляд. Если смотреть конкретно на молодых специалистов – педагогов до тридцати пяти лет, и на то, что они достаточно редко задерживаются в школе, то здесь проблема в отношении к молодёжи. Очень многое можно обрубить на корню, в том числе – искреннее желание человека работать. Если бы было должное отношение к молодым специалистам, то они, возможно, проще бы вливались в школьную жизнь и охотнее оставались в ней. Но часто их, как и учеников, не поддерживают: их творческую энергию, запал и инициативы вклинивают в жёсткие рамки, велят «не заниматься самодеятельностью». Без поддержки молодых педагогов я не вижу перспектив у образования. Более опытные учителя со стажем понемногу уходят на заслуженный отдых. Чтобы у них была достойная смена, нужно взращивать новое поколение, которое могло бы продолжить дела предшественников. Поддержка молодых на уровне коллектива, города, района необходима, чтобы они имели достойную оплату, достойные условия работы, благоприятный климат в школе для реализации свежих идей.

– Как вы повышаете свой педагогический уровень?

– Стараемся участвовать в различных мероприятиях: муж – по своему профилю, я – по своему. Это различные конференции с носителями языка, также мы вступили в Ассоциацию довузовского образования, и благодаря ей я прошла много курсов, посетила в онлайн-формате много мероприятий (не было возможности выехать в связи с пандемией). Ребятишки принимают участие в различных олимпиадах и конкурсах. Если вижу что-то, связанное с китайским, по всей России, то стараюсь поучаствовать в любом формате – и онлайн, и оффлайн, потому что это даёт серьёзный толчок для дальнейшего развития. Понимаю, что нужно добавить, изменить, чтобы ребятам было интересно.

– Если вдруг ваша дочка захочет когда-нибудь стать учителем, как вы к этому отнесётесь?

– Я не буду против. Это ведь одна из достойнейших профессий, которая всегда будет востребована, что бы сейчас ни говорили про искусственный интеллект. Живой учитель – это живой учитель, а компьютер – это компьютер. В этой профессии нужны чувства, нужна человечность. Не думаю, что искусственный интеллект сможет это заменить. Если мой ребёнок сделает такой выбор, мы с мужем её поддержим. У Артёма своё направление в педагогике, у меня – своё, и мы поможем ей в любой выбранной области.

– У вас есть пожелания коллегам в честь Дня учителя?

– Конечно, хочется пожелать здоровья. Когда учитель здоров, улыбается, сияет счастьем – это самое ценное в нашей профессии, ведь тогда мы можем дать детям больше: больше любви, заботы, знаний. Также пожелаю терпения, сил, крепких нервов – это то, что всегда в дефиците. Сейчас, в начале года, всё это пока присутствует в полном объёме. Времена сейчас непростые, но учителю нужно уметь держать всё в балансе, не забывать о том, что мы должны жить ещё и для себя («На работе памятник не поставят и кабинет нашим именем не назовут!»). Старайтесь все невзгоды не принимать близко к сердцу.

– А я пожелаю, чтобы было больше интересных проектов, новых идей, подходов к детям, чтобы на уроках никогда не было скучно!

Вот такие молодые, неординарные, увлечённые люди участвуют в образовании детей нашего города. Они открыты для познания нового, готовы учиться, совершенствоваться, чтобы их работа была более продуктивной и доставляла удовольствие и им самим, и их подопечным. Пусть в День учителя каждый педагог услышит о себе такие тёплые слова! А семье Незамединовых пожелаем нескончаемой творческой энергии, крепкого здоровья и душевной гармонии!