Ленск известен в узких кругах как Город автомобилистов, и не зря: именно в наш порт по реке приходит самый разнообразный груз, который позже развозится по адресатам на больших тяжёлых машинах. А в каждой машине главное – это водитель: именно его стараниями на полках магазинов появляются товары, в компании-недропользователи прибывают стратегические ресурсы, на заправках пополняются запасы топлива. В конце концов, именно водитель доставляет пассажиров из пункта А в пункт Б без происшествий. Крупнейшее предприятие, принадлежащее АЛРОСА – Ленское автотранспортное предприятие – уже много лет выполняет свою важную и непростую работу, и за эти годы в его стенах появились передовики – люди, которые честно трудятся на благо нашего района и всей республики. С одним из таких героев мы и побеседовали в преддверии Дня работника автомобильного транспорта.
Игорь Владимирович Капралов трудится в Ленском автотранспортном предприятии с 2000 года. Он родился в селе Кураково (Чебулинский район, Кемеровская область). Семья у героя большая: он – старший из восьми детей. У него 4 брата (Александр, Юрий, Виктор, Сергей) и 3 сестры (Оксана, Аза, Олеся), разница между ним и самым младшим ребёнком – 22 года. Мать занималась воспитанием детей, а отец работал на свиноферме. Родители привили детям уважение к труду и умение работать руками:
– Одна из сестёр живёт в Новокузнецке, а остальные – на моей Родине, занимаются хозяйством, держат лошадей, кур, гусей, – рассказывает Игорь Владимирович.
В родном селе закончил восьмилетку, после чего приехал в Ленск, жил у родной тётушки, учился в четвёртой школе. Доучиться, увы, не сумел – вскоре из дома прислали письмо, в котором сообщалось о болезни мамы, и пришлось вернуться. В Кураково возможности учиться дальше не было, и герой поехал в соседний совхоз «Чумайский», где была десятилетка, но вот беда: местное общежитие было на ремонте и не предоставляло жильё. Квартиру снять тоже не удалось. Пришлось снова возвращаться в своё село.
Игорь Владимирович пошёл работать в столярный цех, там обучился рубить хотоны, бани. До призыва в армию делал ремонты на скотных дворах и свинофермах. За полгода до армии поехал в военкомат и поступил учиться на водителя. Закончил курсы, призвался в армию, служил на космодроме «Байконур», а по окончании службы вернулся в родной совхоз. Работал там, потом переехал в соседний посёлок Тисуль, устроился в местную автобазу, работал с полгода, познакомился в будущей супругой. Вскоре родилась дочь, ещё через год – сын.
Через два года переехали обратно в свой совхоз. Игорь Владимирович Получил КамАЗ, поработал восемь лет, а затем произошёл распад СССР, отразившийся на жизни каждого человека в стране. Работы стало меньше, и герой переехал в Ленск. Так и началась его трудовая деятельность в нашем городе.
В Ленске у Игоря Владимировича на тот момент жили тётушка, двоюродные братья, а также дяди и тёти супруги. В сентябре 2000 года он устроился на Ленскую автобазу, где работает по сей день. Два месяца выполнял обязанности слесаря и стажировался на МАЗ, на котором впоследствии работал почти восемь лет.
Но весной 2001 года случилось разрушительное наводнение, которое настигло и новый дом нашего героя.
– Когда мы уезжали из родного совхоза, купили новую мебель – прихожую, спальню, кухню, детскую. В начале наводнения всё это убрали на крышу дома на Чапаева – думали, что сохранится, но остался только один телевизор. Всё остальное утонуло. Делали ремонт, за 2-3 года всё поменяли. Главное, что здесь была работа и у супруги.
Жизнь продолжалась, город восстанавливался, всё возвращалось в прежнее русло и в ЛАТП. В один прекрасный день Евгений Хорошман, заменяющий Владимира Купрякова – начальника нашего героя, который в тот момент был в отпуске, – предложил работать на Volvo, и Игорь Владимирович не отказался. Позже на предприятие пришли новые машины – Volvo FHс высокими кабинами.
– Volvo – надёжный товарищ, – признаётся передовик ЛАТП. – Это прочные, крепкие машины. На Volvo работаю уже 15 лет, и чтобы машину притаскивали из рейса – такого не было. Когда за машиной следишь, относишься к ней аккуратно (эта привычка у меня с детства – с велосипеда, мотоцикла), она всегда привезёт тебя домой.
На первой Volvo Игорь Владимирович несколько лет работал с Леонидом Закалюжиным в режиме спарки – посменной работы двух водителей, когда один возвращается из рейса на машине, после чего другой едет на ней же в новый рейс. После этого получил новую машину – сам пригнал из Усть-Кута. Работает на ней уже почти десять лет. За это время сумел прочувствовать разницу между творениями отечественного и зарубежного автопрома.
– На МАЗ были поломки, но они проще чинились. В Volvo – электроника, её без специальных знаний не починить, но и поломок особых пока не было. Бывало, что в МАЗ и поршня прогорали, и коробка, приходилось притаскивать машину, коробку 3-4 раза в месяц менять, да и в двигателях были недоделки. Сейчас пришли китайские машины DAYUN, будем их пробовать. Белорусские тоже пришли, уже с электроникой. Со временем будет видно, как они себя покажут. У них и салон лучше, и мотор мощнее.
Успел опытный автомобилист сполна познать и главную «прелесть» нашего района – межселенные дороги, а именно трассу до Мирного. Немудрено, что на таких дорогах случаются форс-мажоры, такие как многочасовое – по девять и даже восемнадцать часов! – ожидание проезда в огромной пробке из таких же больших машин.
– Морозы стали меньше, земля оттаяла, да и лет 60 уже дорогу никто не делал, – рассуждает Игорь Владимирович. – Да и объём перевозок увеличился. Большая проблема – в том, что дорогу неправильно отсыпали глиной.
Несмотря на сложности, наш герой успешно справляется со своими обязанностями, за что снискал большое уважение коллег.
– Игорь – исполнительный и ответственный человек, – так отзывается о нём председатель профсоюзного комитета автобазы Ирина Добровольская. – Какое бы задание ему ни поручили, он никогда в стороне не остаётся. Всегда готов прийти на помощь.
Но любой рейс заканчивается, и приходит пора возвращаться домой. Сейчас героя там встречает только супруга – дети выросли и разъехались: сын живёт в Санкт-Петербурге с женой, дочь с мужем – в Ставропольском крае. Тем не менее, скучать не приходится, ведь у Игоря Владимировича и его супруги немало хороших друзей. Вместе они проводят выходные, отдыхают, ходят в баню, ездят на природу, помогают в хозяйстве.
– Верно говорится: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». Кто-то где-то строится, начинается сезон огородов, меняют забор, ставят новый хотон – все друг другу во всём помогаем, — признаётся Игорь.
Ещё наш герой ценит «истинно мужские» виды досуга: он – любитель охоты на уток, гусей, рябчиков, косачей.
– Во время рыбалки ловим ельца, окуня, сорожку, щуку, ленка. Для поимки осетра, может, опыта маловато.
Несмотря на то, что дети разъехались, сам Игорь Владимирович даже не думал о том, чтобы покинуть Ленск – считает этот город своей Родиной, где всё – своё, родное, всё ждёт его возвращения из рабочих поездок и отпуска.
– Даже погостишь немного где-то – и сюда тянет. Рядом – лес, озёра, можно порыбачить, поохотиться. Да и друзья здесь, никогда их не поменяю.
25 ноября Игорь Владимирович отпразднует юбилей – ему исполнится 55 лет, 37 из которых он провёл за рулём. В честь такого знаменательного события семья соберётся в Ставропольском крае. Туда приедут и сын с супругой – они ожидают появления на свет дочки. Пусть семейное торжество пройдёт в тепле, уюте и гармонии, а малышка родится здоровой и долгие годы радует дедушку!
– В честь Дня работников автомобильного транспорта всем своим коллегам, друзьям, товарищам по работе желаю семейного благополучия, чтобы все были живы-здоровы, чтобы дома всегда ждала супруга, чтобы поломок было меньше, и чтобы удача была в пути!
Анна Ильчук.
Фото из архива И.Капралова.