«Пришёл в педагогику – наберись терпения»: учитель со стажем более 40 лет рассказывает о своей работе

Ветеран педагогического труда Республики Саза (Якутия), Отличник образования – это только малая часть званий Натальи Григорьевны Чеботковой. Она работает учителем с 1976 года. За это время учительница выпустила немало талантливых ребят. Её страсть к преподаванию и желание вдохновить и развить учеников растут с каждым годом. Наталья Григорьевна предана профессии, она любит всех своих подопечных и считает, что каждый из них заслуживает лучшего образования.

 

 

Наталья Григорьевна, когда Вы поняли, что хотите стать учителем?

– Сознательный выбор профессии я сделала в девятом классе. Конечно, большое влияние оказали педагоги, с которыми меня свела судьба. Моей первой учительницей была Виктория Николаевна Пузанова, которой мне хотелось подражать, а «первым учеником» был младший брат, которому я старалась передать то, чему научилась в школе. Надо сказать, что ему нравились мои уроки: очень внимательно слушал, безропотно выполнял все задания. В нашей семье к учителям относились с большим уважением. Когда в школу пошёл старший брат, маминой советчицей была его учительница Елизавета Матвеевна. Пожилая, седовласая, с белым воротничком – этот классический образ сохранился в моей памяти. Если у брата возникали проблемы, мама шла к ней и получала мудрый совет. В дальнейшем мама вспоминала о ней с благодарностью. У меня был прекрасный педагог по литературе – Юсупова Галина Николаевна. Именно она привила мне любовь к литературе, что и повлияло на выбор профессии. Могу сказать, что благодаря ей я в профессии по призванию.

Расскажите, как Вы начали свой путь к педагогике?

– Окончила пединститут в Томске по специальности «Учитель русского языка и литературы. Вернулась в Ленск. 10 лет отработала в школе рабочей молодёжи, моими учениками были взрослые люди и ребята из ПТУ. Общение с ними для меня было плодотворным. Потом мне предложили работу во второй школе. Это был уже другой опыт – многогранный и интересный. Многому научилась у своих коллег, которые отличались высокой методической квалификацией. Открытые уроки, обмен опытом, курсы различного уровня – это всё формировало меня как учителя, наполняло новыми желаниями. В пятую школу я перешла работать в связи с тем, что она находилась рядом с моим домом. Работаю в ней уже больше 20 лет.

Какую роль играет сотрудничество учителя и родителей в процессе обучения?

– Это необходимое условие для правильного воспитания детей. Очень важно, чтобы между родителями, классными руководителями и учителями-предметниками было взаимопонимание. Если есть доверие друг к другу, то и конфликтов не будет.

Как Вы думаете, учителю нужно повышать голос на ребёнка?

– Вообще кричать не стоит, всегда надо себя поставить на место ребёнка.  Если порой с нами начинают разговаривать криком или просто с неприятной интонацией, мы начинаем соответственно реагировать. От тона голоса многое зависит. Криком никогда ничего не исправишь, нельзя кричать на ребёнка. Некоторые дети грубого слова могут испугаться, а это отрицательно скажется на психологическом состоянии. Учитель должен понимать, что говорит. Он сказал и забыл, а ученику его слова, возможно, нанесли травму на всю жизнь. Считаю, что если пришёл в педагогику, то наберись терпения, потому что в твоих руках – будущее ребёнка.

Какие методы Вы используете, чтобы увлечь учеников и вызвать их интерес к учёбе?

– Интерес к учёбе учителя обязаны формировать у детей, хоть это и нелегко. Чтобы дети полюбили предмет, учитель сам этим предметом должен быть увлечён. На уроках не должно быть скуки, школьники должны быть вовлечены в активную деятельность. Здесь же, конечно, многое зависит от нашей методической подготовки. Дети любят нетрадиционные формы проведения уроков. Это могут быть уроки-диспуты, уроки-исследования, игровые уроки и так далее.

Наталья Григорьевна, ждёте начало учебного года?

– Да, конечно же. Всегда люблю 1 сентября, в этот день встречаюсь с повзрослевшими учениками. Приходят и те, которые школу закончили. Каждый новый учебный год – это новая веха в жизни. Работа заставляет тебя двигаться и чувствовать себя на одной волне с детьми. Работа для меня – это радость!

Фото из архива Натальи Чеботковой.