В сентябре дошкольные образовательные организации по всей стране откроют свои двери для новых воспитанников. Детский сад делает многое, чтобы физическое, интеллектуальное, эмоциональное развитие ребёнка было гармоничным. Для этого ему необходимы взаимодействие со сверстниками, правильное и систематическое обучение, немного самостоятельности и физическая активность. В детском саду ребёнок может раскрыться и реализовать свой потенциал. Мы поговорили с Екатериной Егориной – главным специалистом-психологом Комитета по молодёжной и семейной политике – о том, как сделать знакомство малыша с детским садом приятным и легче пройти процесс адаптации.
– Определённого возраста для начала посещения детского сада нет, всё индивидуально, зависит от развития детей и возрастных особенностей, – отмечает Екатерина Сергеевна. – Есть некоторые рекомендации до кризисного возраста трёх лет, но это не для всех: кто как переживает. Во время этого кризисного периода основной посыл ребёнка – «Я сам», при этом связь с родителями сильна, есть страх уйти от родителей, от мамы, поэтому ребёнок может травмироваться.
Психологи не рекомендуют отдавать ребёнка в детский сад, если в этот период в семье случилась смерть близких родственников, развод родителей, переезд или какое-то серьёзное заболевание. Стресс от таких событий может наложиться на адаптацию. Если в семье что-то произошло, с поступлением в садик необходимо повременить.
– Важный момент: практически нет детей, которые «не садовские». Всего от 2 до 5% детей отказываются и не ходят в сад. Здесь, в основном, стоит проблема готовности родителей к детскому саду – это самое главное. Могут быть отрицательные установки родителей о своём детстве в саду: как к ним относились, какая была невкусная еда, какие впечатления сохранились, и они транслируют их на детей.
Екатерина Сергеевна считает: самое главное – чтобы родители были готовы доверять детскому саду, воспитателю, режиму дня и питанию. Тревожные папа и мама имеют негативное восприятие, много страхов по отношению к детскому саду, и дети очень хорошо это считывают, в дальнейшем используют те же установки и расстраиваются.
Чтобы помочь ребёнку адаптироваться, психолог советует заранее подготовиться. Необходимо научить чадо самостоятельно пользоваться горшком, мыть руки, чистить зубы, убирать игрушки, аккуратно складывать вещи, соблюдать режим дня и постепенно налаживать ранний подъём. Следует говорить в положительных аспектах о детском саде, воспитателях, детях, игрушках. Можно заранее вместе выбирать вещи, в которых ребёнок пойдёт в сад.
– Когда ребёнок приходит из детского сада, обязательно встречать с улыбкой и обнимать. Если ребёнок разговаривает, можно задать несколько вопросов: что там было, какими игрушками играл, какого цвета была игрушка и так далее. Адаптация должна проходить постепенно. Если возникают сложности, то срок пребывания в саду нужно увеличивать постепенно, по 2-3 часа. У всех детей это проходит по-разному, период адаптации продолжительностью до года считается нормой.
Екатерина Сергеевна рассказала, что основной плюс детского сада заключается в том, что он учит ребёнка самостоятельности, выстраиванию отношений, выходу из конфликтных ситуаций. Необходимо разговаривать с воспитателем наедине при решении конфликтных ситуаций. Ни в коем случае нельзя пугать ребёнка детским садом: «Будешь плохо себя вести, пойдёшь завтра в сад». Всё должно быть легко и весело. Можно сказать так: «Как здорово, что ты пойдёшь в сад, отлично проведёшь там время, много нового узнаешь» и так далее – только в положительном ключе. Важно не торопить ребёнка: он ещё не может всё делать быстро, необходимо закладывать больше времени на сборы и набраться терпения. Когда ребёнок всё делает сам, вырабатывается самостоятельность, формируется здоровая психика.
– Если родители долго прощаются, долго сидят с ребёнком утром в саду, то ему гораздо сложнее. С каждой минутой ребёнок представляет, что с ним прощаются навсегда. Долгие проводы – горькие слёзы. Всё должно быть быстро: обняли, поцеловали, хорошего дня пожелали, сказали, кто и во сколько придёт.
Психолог считает, что мама не должна показывать негативные эмоции и плакать в приёмной. Воспитатели всегда найдут, как успокоить и отвлечь плачущего ребёнка. Как правило, большинство детей успокаиваются, а если нет, родителям позвонят. Ничего страшного не случится.
Коллектив газеты «Ленский вестник» благодарит Екатерину Егорину за подробную информацию для родителей, которые планируют отдать ребёнка в детский сад. Родителям желаем оставаться надёжной опорой, всегда находить силы, время и любовь для своих детей.
Лариса Мамцева
Фото Е.Егориной и из свободного информационного пространства