Ежегодно 15 марта отмечается Всемирный день защиты прав потребителей. В этом году он проходит под девизом «Справедливый и ответственный искусственный интеллект для потребителей».
Мероприятия, организованные в рамках Всемирного дня защиты прав потребителей в 2024 году, направлены на осуществление комплексного подхода к обеспечению эффективной защиты прав российских потребителей от рисков, связанных с использованием платформ, управляемых искусственным интеллектом.
Одним из самых заметных проявлений искусственного интеллекта в повседневной жизни является использование его при оформлении онлайн-покупок в различных Интернет-магазинах – «Wildberries», «OZON» и других. При этом не все покупатели знают о своих правах и обязанностях продавца при осуществлении таких покупок.
Так, в Ленский территориальный отдел Роспотребнадзора в 2023 году с вопросами защиты прав потребителей поступило 5 обращений граждан, связанных с Интернет-магазинами. Это 20% от всех обращений по вопросам защиты прав потребителей. Данные вопросы касались возврата денег за товар. Все обращения были отработаны в срок, законные требования потребителей были удовлетворены в досудебном порядке.
Стоит отметить, что на товары, приобретённые онлайн, также в полной мере распространяются требования Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» и Правила продажи товаров по договору розничной купли-продажи, утверждённые постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 года № 2463.
Всего в 2023 году в Роспотребнадзор Ленского района поступило 51 обращение граждан, 26 из них касались обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, остальные были по вопросам защиты прав потребителей.
Из 26 обращений большая часть – 65% – касалась коммунальных вопросов (содержания территорий населённых мест, обращения с отходами, условий проживания), 35% – вопросы организации питания и водоснабжения населения.
По вопросам защиты прав потребителей поступило 25 обращений, из них на розничную торговлю пришлось 28%, остальные – на оказание услуг (бытовых, связи, образовательных, медицинских и прочих). Все обращения рассмотрены в срок, в 28 случаях в адрес предпринимателей направлены предостережения, в 9 – направлены по подведомственности, остальным даны разъяснения.
Закон о защите прав потребителей определяет следующие гарантии для потребителей:
- Договор розничной купли-продажи считается заключённым с момента получения потребителем документа, подтверждающего оплату товара, или с момента получения продавцом сообщения от потребителя о намерении заключить договор розничной купли-продажи. После того, как потребителем заявлено согласие о приобретении товара, а продавцом подтверждён заказ, продавец не вправе изменять условия договора, то есть изменять цену, условия приобретения и доставки.
- Потребитель имеет право на качественный и безопасный товар.
- Потребитель имеет право на доставку товара в указанный срок, при нарушении которого потребитель вправе требовать неустойку (пеню) в размере 0,5% суммы от предварительной оплаты товара.
- Потребитель имеет право на получение полной информации на русском языке о внешних данных, составе, функции товара, способах его применения, сроках гарантии и др.
- Потребитель имеет право на возврат денег либо замену товара при обнаружении брака. Товар с дефектом можно вернуть в течение всего срока гарантии. Данное правило не распространяется на сложную техническую продукцию (сотовые телефоны), которые можно вернуть/заменить в течение 15 дней и только после проведения экспертизы. Замена товара ненадлежащего качества осуществляется в сроки не позднее 7 дней с момента предъявления данного требования. Если у продавца нет такого же товара для обмена, то обмен не должен длиться больше 30 дней.
- Также возможно вернуть/заменить качественный товар, но сделать это необходимо в течение 14 днейс момента покупки при условии сохранения товарного вида изделия. При этом данное правило не распространяется на следующие товары надлежащего качества: лекарства, ювелирные изделия, товары личной гигиены, нательное бельё, товары имеющие индивидуально определённые свойства (например, часы с гравировкой и т.п.).
Стоит отметить, что при письменном обращении необходимо соблюсти претензионный порядок: сначала изложить свои требования продавцу в письменной форме. Далее по истечении 10 дней с момента подачи обращения, если вас не удовлетворил ответ продавца или ответ не поступил вовсе, вы можете обратиться в Роспотребнадзор.
РПН поясняет
Каждый гражданин может столкнуться с некачественной продукцией на полках магазинов, которые посещает почти ежедневно. Увидев продукт с истёкшим сроком годности, не нужно сразу грозить Роспотребнадзором: обратитесь к продавцу с просьбой заменить продукт либо вернуть деньги. Если продавец отказывается выполнить ваше требование, необходимо предъявить предпринимателю письменную претензию, на которую он должен ответить в 10-дневный срок, а вот если и в этом случае требование оставили без удовлетворения, стоит обратиться в Роспотребнадзор.
Если вы употребили в пищу некачественный продукт и испытываете недомогание, необходимо обратиться за медицинской помощью. Врач должен поставить официальный диагноз, с которым можно инициировать ряд экспертиз Роспотребнадзором.
Одним из популярных подарков на различные праздники является подарочный сертификат, но иногда он оказывается не нужен человеку. В таком случае сертификат можно вернуть в магазин. Отказ принимать сертификат и возвращать денежные средства является нарушением прав потребителя. Сертификат – это аванс, внесённый за будущую покупку. Отказываясь его возвращать, продавец незаконно обогащается. В случае отказа потребителю необходимо написать письменную претензию предпринимателю. Если ответа не последует или ответ не удовлетворит потребителя, можно обратиться в Роспотребнадзор.
Получить консультацию по возникшим вопросам можно, обратившись в Территориальный отдел Роспотребнадзора по Ленскому району по адресу: г. Ленск, ул. Ленина, д. 54 «А», каб. № 3. Тел.: 8 (41137) 4-32-72 (звонить в рабочие часы).
Заместитель начальника ТО Роспотребнадзора
по РС (Я) в Ленском районе
Овечкина Кристина.