С 1 января 2020 года в Российской Федерации действует федеральный закон «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

С 1 января 2020 года в Российской Федерации действует федеральный закон «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 498-ФЗ от 27.12.2018 г., применяемый,  в том числе, и в отношении собак, также по территории Республики Саха (Якутия) утверждено Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 01.08.2014 г. № 237 «Правила содержания животных на территории Республики Саха (Якутия)».

Также с 17 мая 2022 года вступил в силу Закон Республики Саха (Якутия) от 28.04.2022 2485-З № 881-VI «О внесении изменений в Кодекс Республики Саха (Якутия) об административных правонарушениях», которым установлена административная ответственность за нарушение вышеуказанных правил, в том числе – за вывод собак в общие дворы и на улицу без намордника (кроме собак карликовых пород) и поводка, выгул домашних животных на детских и спортивных площадках, на территориях дошкольных образовательных, общеобразовательных и медицинских организаций, необеспечение уборки экскрементов домашних животных, выгул домашних животных в состоянии опьянения и др.

С 7 июня 2023 года внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, где, в частности, гл. 8. «Административные правонарушения в области охраны окружающей среды, природопользования и обращения с животными» дополнена статьями 8.52-8.54 следующего содержания:

 

Статья 8.52. Несоблюдение требований к содержанию животных

  1. Несоблюдение общих требований к содержанию животных, за исключением требований к содержанию домашних животных, а также случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи и статьями 8.53, 8.54 настоящего Кодекса, влечёт предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до трёх тысяч рублей, на должностных лиц – от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей, на юридических лиц – от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
  2. Жестокое обращение с животными, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей, на должностных лиц – от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей, на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
  3. Нарушение требований законодательства в области обращения с животными, повлёкшее причинение вреда жизни или здоровью граждан либо имуществу, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей, на должностных лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей, на юридических лиц – от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Примечание: Предусмотренная частью 3 настоящей статьи административная ответственность не применяется к владельцу животного в случае, если такое нарушение допущено в результате действий (бездействия) иного лица, осуществляющего либо обязанного по поручению владельца животного осуществлять непосредственный надзор за животным, а также в случае, если животное выбыло из владения лица в результате противоправных действий других лиц.

Статья 8.54. Несоблюдение требований к осуществлению деятельности по обращению с животными владельцами приютов для животных и деятельности по обращению с животными без владельцев

 

  1. Несоблюдение требований к осуществлению деятельности по обращению с животными владельцами приютов для животных влечёт предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей, на юридических лиц – от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
  2. Несоблюдение требований к осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев влечёт предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трёх тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц – от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей, на юридических лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Примечание: Для целей настоящей статьи под владельцами приютов для животных понимаются лица, определённые в качестве таковых Федеральным законом от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

П. 4 ст. 13 Закона гласит, что выгул домашних животных должен осуществляться при условии обязательного обеспечения безопасности граждан, животных, сохранности имущества физических и юридических лиц. Кроме этого, выгулу посвящён п. 5 ст. 13 Закона, в котором говорится, что необходимо исключать возможность неконтролируемого передвижения животного при пересечении проезжей части автомобильной дороги, в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов, во дворах таких домов, на детских и спортивных площадках. Владелец обязан обеспечить уборку продуктов жизнедеятельности животного в местах и на территориях общего пользования. Также отдельно оговаривается, что выгул собак определённых пород должен осуществляться в наморднике и на поводке.

Выгул собак в нашем городе чаще всего осуществляется либо на придомовой территории многоквартирных домов, либо на пустырях, а чаще всего – просто на улице рядом со двором, если речь идёт о частном секторе. Владельцы собственных подворий тоже могут испытывать определённый дискомфорт при необходимости убирать экскременты животных. Альтернативой в сознании людей является «свободный» выгул собаки.

А теперь рассмотрим нюансы «свободного» выгула собак.

Во-первых, бесконтрольный выгул домашних любимцев опасен для них же самих, так как часто при отсутствии надлежащего контроля со стороны владельца собаки попадают под машины, что заканчивается получением травм различной степени тяжести или смертью животного. Нередки случаи, когда в драках с другими животными собаки получают различные повреждения (укушенные и рваные раны, тупые травмы внутренних органов и так далее), которые не всегда совместимы с жизнью.

Во-вторых, собаки являются источником загрязнения среды обитания человека. Больные животные, находящиеся на улице, становятся источником заражения человека инфекционными и паразитарными болезнями.

В-третьих, при отсутствии надлежащего контроля со стороны владельца животные могут стать источником повреждения чужого имущества, а собаки – напасть на другое животное или человека с нанесением вреда здоровью различной степени тяжести.

В определённых ситуациях даже животные, находящиеся в наморднике, способны нанести телесные повреждения в виде синяков и царапин, а также напугать человека, что может привести к получению им психологической травмы.

Если в первом случае страдает владелец животного в связи с необходимостью оказания лечебной помощи своему питомцу или гибелью четвероного любимца, то во втором и третьем случаях наступает административная, гражданская и уголовная ответственность в отношении нерадивых владельцев животных, так как по российскому законодательству за действия своего питомца юридическую ответственность несёт владелец.

К вниманию юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, жителей Ленского района: содержащие домашних собак на самовыгуле (без привязи) для охраны своей территории, производственной базы и других объектов обязаны соблюдать и нести ответственность за нарушение «Правил содержания животных на территории Республики Саха (Якутия)».  Безответственное содержание собак приводит к бесконтрольному росту численности безнадзорных животных в Ленске.

 

В соответствии с ч. 1 ст. 5.4 КоАП РС (Я), нарушение правил содержания домашних животных, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния или не влекут административной ответственности в соответствии с КоАП РФ, наказывается в виде предупреждения или наложения административного штрафа до 1,5 тыс. руб., а в случае повторного нарушения – до 5 тыс. рублей.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьёй 5.4 КоАП РС (Я) и статьями 8.52-8.54 КоАП РФ, вправе рассмотреть и возбуждать уполномоченные на рассмотрение данных дел – старшие государственные инспекторы Департамента ветеринарии Республики Саха (Якутия).

 

С. Попов, старший государственный инспектор Территориального подразделения «Департамент ветеринарии Республики Саха (Якутия) по Ленскому району».