День Воздушного Флота России. Этот праздник не имеет фиксированной даты в календаре. В начале 80-ых был издан указ, который затем обновили в России, но оставили суть без изменений: отмечать День Воздушного Флота в третье воскресенье августа. В 2024 году эта дата выпадает на 18 число.
День Воздушного Флота России отмечают не только лётчики. Это профессиональный праздник инженеров этой сферы, авиадиспетчеров, бортпроводников и работников авиационной инфраструктуры. Воздушный флот создавался изначально в научно-исследовательских целях, а затем – в военных. Очень быстро инженерные гении реализовали мечту простого человека о полётах. В 2024 году мы не можем себе представить жизнь без гражданских и грузовых авиаперевозок.
Мы встретились с ведущим инженером Мирнинского центра организации воздушного движения (филиала «Аэронавигация Северо-Восточной Сибири») ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» Сергеем Бутаковым. Он входит в состав высокопрофессиональной команды, обеспечивающей безопасность полётов в Ленском аэропорту.
Сергей Бутаков родился в городе Байкальске Иркутской области. В возрасте пяти лет с родителями переехал в соседнюю Якутию, в город Ленск. В школе юный Сергей увлекался радиотехникой, создавал собственные конструкции и мечтал связать свою жизнь с авиацией.
– В старших классах я окончательно решил, что представляю своё будущее только в авиации. Хотел стать пилотом вертолёта – проще говоря, вертолётчиком. Но не прошёл очень строгую медицинскую комиссию, поэтому решил объединить два направления, которые увлекали меня больше всего: радиоэлектронику и авиацию.
После окончания школы наш герой поступил в Омское лётно-техническое училище гражданской авиации.
– После первого курса меня призвали в ряды Советской армии. После службы я перевёлся в Красноярское авиационно-техническое училище, которое успешно окончил в 1991 году.
В том же году Сергей вернулся в Ленск, устроился на работу в аэропорт радиотехником и сделал предложение своей будущей супруге Оксане, с которой был знаком со школьных лет.
Коллектив аэропорта хорошо принял молодого специалиста. Опытный радиоинженер Александр Ивановский поддержал Сергея и охотно делился опытом.
Начало карьеры пришлось на сложные 90-ые годы, когда многие отрасли, в том числе – авиационная, переживали кризис, и Сергею пришлось на время покинуть аэропорт, но с радиотехникой он не расставался ни на день. В процессе своего трудового пути успел получить два высших образования по направлениям «Радиотехника» и «Организация автомобильных перевозок и управление на автомобильном транспорте».
– Я отработал некоторое время в компании «Юкос» и в ДК «Юность» инженером по светотехническому и лазерному оборудованию. В 2008 году я вновь пришёл в Ленский аэропорт на должность ведущего инженера радиолокации, навигации и связи Ленского отделения Мирнинского центра организации воздушного движения.
Работа всего коллектива Ленского отделения связана с высокой степенью ответственности, требует умения быстро, чётко и профессионально выполнять задачи и принимать оперативные решения.
– У нас очень профессиональная команда, каждый человек – на своём месте, чётко ориентируется в своей зоне ответственности. Мы занимаемся радиотехническим обеспечением полётов: самолёт при заходе на посадку, самой посадке и взлёте использует радиотехническое оборудование, которое мы обслуживаем.
От исправности оборудования и его бесперебойной работы напрямую зависит безопасность полётов. Практически ежедневно авиасообщение обслуживает десятки пассажиров Ленского аэропорта, которые возвращаются домой, улетают в отпуск или в командировку и доверяют свою жизнь профессионалам Воздушного флота.
– У нас сегодня работает современное радиотехническое оборудование, которое позволяет автоматизировать процессы и отслеживать их работу. Это оборудование отечественного производства, которое успешно функционирует по всей стране и позволяет пилоту быть максимально осведомлённым о своём местоположении в воздухе и осуществлять полет по безопасному маршруту. Все сотрудники нашего отделения регулярно проходят повышение квалификации. Всё оборудование ежегодно тестируется на исправность.
Кстати, о тестировании оборудования: каждый год ленчане могут наблюдать кружащий над городом самолёт на достаточно низкой высоте на протяжении довольно длительного времени. Это и есть летная проверка оборудования, по результатам которой принимается решение о возможности использования радиотехнического оборудования. Это самолет – лаборатория для проверки радиотехнического оборудования аэродромов, на который установлена специальная диагностическая аппаратура. Самолеты-лаборатории очень востребованы и используются для планового облета радиотехнического оборудования всех действующих аэродромов страны.
Радиотехническое оборудование представляет собой отнюдь не несколько мониторов с пультом управления. Например, курсовой радиомаяк, который предназначен для передачи сигналов, содержащих информацию, необходимую для ориентировки воздушного судна по курсу при выполнении захода на посадку, занимает площадь в 10 гектаров. На которой размещается все оборудование, оснащен системами безопасности и защищен от пожаров минерализованной полосой.
– Обеспечение надлежащего состояния таких объектов требует наличия как специалистов, так и специализированной техники. Мы эффективно взаимодействуем в этом вопросе с муниципальными властями и предприятиями. Например, буквально на днях, администрация МО «Город Ленск» предоставила нам технику для обслуживания территории курсового радиомаяка.
Сегодня Сергей Геннадьевич – востребованный инженер в одной из самых интересных отраслей, и даже его хобби и увлечения связаны с любимой профессией – это конструирование приборов и приспособлений бытового назначения, ремонт техники. В семье всегда знают, к кому обратиться, если нужно что-то починить.
У Сергея Геннадьевича и Оксаны Стефановны две прекрасные дочери – Елена и Анастасия, чудесные и горячо любимые внуки – Сергей, Даниил и Катюша.
Уважаемые работники Воздушного флота России! Сегодня авиация – самый надёжный, удобный и быстрый вид транспорта, который прошёл путь выдающихся свершений, покорения рекордных высот и сверхдальних расстояний. Быть среди тех, кто отвечает за сохранность жизни и здоровья пассажиров, достойно и почётно. Выражаем вам искреннюю благодарность за самоотверженный труд. Желаем крепкого здоровья, чистого неба и новых свершений!
Фотографии предоставлены С. Бутаковым.