Традиции и история празднования Нового года в России

Сегодня Россия и некоторые другие государства постсоветского пространства — чуть ли не единственные страны в мире, где главным зимним праздником считается Новый год, а не Рождество. Начало для столь кардинальных изменений было положено 100 лет назад — тогда Россия отмечала Рождество Христово 25 декабря в последний раз.

На Руси дата Нового года была непостоянной. Земледельцы начинали работы в поле с 1 марта, и эту дату считали первым днем года.

В 988 г. Русь приняла христианство, и вместе с новой религией к нам пришёл Византийский календарь. Это был юлианский календарь с римскими наименованиями месяцев; семидневной неделей и продолжительностью года в 365,25 суток. Так же вошла в употребление и византийское летосчисление, где сотворение мира относилось к 5508 г. до Рождества Христова.

По-новому для Руси календарю год должен был начинаться в сентябре. Как известно, с традициями бороться очень непросто. Даже окрестившись, русский народ упорно продолжал встречать Новый год по старинке 1 марта – с началом весны. Только в конце 15 в. православная Русь начала отмечать начало нового года с 1 сентября, был 1492 год. И случилось это по приказу Иоанна III.

По словам историка Василия Татищева, в 1342 году на московском Соборе под председательством митрополита Феогноста обсуждался вопрос о правильной дате празднования Нового года. В результате прений было решено праздновать начало как церковного, так и гражданского года 1 сентября. Вторично это решение было подтверждено в 1492 и 1505 годах, так как русские люди всё ещё отмечали праздник по старинке, в марте.

«Это торжество отличалось глубоким религиозным характером. Цари в этот день старались ознаменовать делами правосудия и милосердия. Церковь в это день с особенным торжеством совершала свои молитвословия. Люди богатые рассылали в детские приемные дома милостыню. Целый день продолжался колокольный звон».

Сентябрьский Новый год русские люди встречали торжественно. Многие стремились приехать на праздник в Москву, где устраивались особенно пышные торжества. Из всех городов и селений в Белокаменную тянулись подводы и телеги крестьян, спешили кибитки дворян и гремели колесами по бревенчатым настилам мостовых кареты важных бояр. Всем хотелось увидеть стольный град и побывать в Кремле.

Встречали Новый год так же, как делаем мы сегодня, ночью. В последний вечер старого года дорогие гости и почтительные родственники обязательно сходились в дом главы семейства или старшего в роду. Гостей приветливо встречали, усаживали за накрытые столы, угощали мёдом, малиновой бражкой или заморским вином — смотря по достатку хозяев. За неспешной беседой ждали полуночи. Ровно в двенадцать в тишине гремел выстрел вестовой пушки, возвещавшей о наступлении Нового года, и сразу же бил большой колокол на Иване Великом. Все обнимались, троекратно целовали друг друга, поздравляли с Новым годом и желали добра и мира. И начинался пир!

Всего чуть более двухсот лет россияне пользовались такой системой счёта лет. Последний раз осенний Новый год был отпразднован 1 сентября 1698 года.

На исходе первой трети 7208 г. от сотворения мира россиянам вновь изменили календарь и вновь перенесли празднование начала Нового года.

19 декабря по юлианскому календарю Пётр подписал именной указ «О писании впредь Генваря с 1 числа 1700 года во всех бумагах лета от Рождества Христова, а не от Сотворения мира».

Реформу Пётр объяснил так: «А то указали Мы Великий Государь учинить, для того, что во многих Христианских окрестных народах, которые православную Христианскую Восточную веру держат с нами согласно, лета пишут числом от Рождества Христова».

Ёлки и новогодние фейерверки появились в наших домах и на улицах так же благодаря этому указу Петра: «по большим проезжим улицам, и знатным людям и у домов нарочитых (именитых) духовного и мирского чина, перед воротами учинить некоторое украшение от древ и ветвей сосновых еловых и можжевеловых. А людям скудным (то есть бедным) хотя по древу или ветви над воротами или над хороминами своими поставить. И чтоб то поспело будущего генваря к 1-му числу 1700 сего года. А стоять тому украшению по 7-е число генваря того же года. Да в 1-й день генваря, в знак веселия, друг друга поздравляти с Новым годом и столетним веком, и учинить сие, когда на Большой Красной площади огненные потехи начнутся, и стрельба будет, и …знаменитым людям каждому на своём дворе из небольших пушечек, у кого есть, или из мелкого ружья учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракет, сколько у кого случится. А по улицам большим, где пристойно, с 1-го числа по 7-е число по ночам огни зажигать из дров, или из хвороста, или из соломы. А где мелкие дворы, собравшись по пяти или шести дворов, тако же огонь класть, или, кто хочет, на столбиках по одной или по две или по три смоляные и худые бочки, наполняя соломою или хворостом, зажигать».

Сам царь первый пустил ракету, которая, извиваясь в воздухе, возвестила народу о наступлении Нового года, а вслед за нею, согласно царскому указу, начались широкие гуляния  и по всей Белокаменной….

Так, по велению Петра Первого 1 января 7208 год стал 1700 годом. Этот первый «настоящий» Новый год в столице прошёл шумно и весело, как и повелел Государь. Но едва завершились празднества и народ пришёл в себя после новогоднего шума, как в Москве поднялся ропот по поводу перемены летосчисления. Весьма многие — не только из простого народа, но и из тогдашней московской знати — удивлялись: «Как мог Государь переменить солнечное течение?» Веруя, что Бог сотворил свет в сентябре, многие остались при своих старых привычках: новогодний праздник опять встречали дважды — сначала 1 сентября, как было заведено исстари, а потом 31 декабря, как приказал царь-реформатор.

Первая в Петербурге публичная новогодняя елка появилась при Николае I, благодаря его супруге Александре Федоровне, прусской принцессе по происхождению. Если до этого дом украшали, как правило, ветками, не только хвойными, но и березовыми, и вишневыми, то в середине XIX в. появилась традиция наряжать ель, которую украшали и ставили на Рождество. Уже позже, в 1840-х годах, эта традиция из царской семьи шагнула в народ. В крестьянских семьях ёлки добывали сами в лесу. А в дворянских – покупали на базаре. Итак, ёлка окончательно прижилась в России к началу 1850-х.

Ели выбирали на специальных лесных просеках или приобретали на елочных базарах. Часто прибегали к услугам извозчиков для того, чтобы доставить пышную зеленую красавицу домой.

Сама традиция украшения имела библейскую направленность. Неотъемлемой частью празднования Рождества была щедрая благотворительность. Градоначальники и обеспеченные жители населенных пунктов обеспечивали новогодними подарками детей из малоимущих семей, сиротских приютов. Проводились благотворительные ярмарки.

Во второй половине XIX – начале XX века постепенно формируется и образ главного героя Нового года – Деда Мороза, дарящего детям подарки. В это же время в Россию из Европы в 1897 пришёл ещё один обычай – поздравительная открытка. В России XIX века открытки назывались «открытыми письмами». Их отправляли по почте знакомым и дальним родственникам. Интересно, что по почтовым правилам на обороте карточки ничего, кроме адреса, писать было нельзя, поэтому текст поздравления умещали на лицевой стороне, рядом с иллюстрацией. Этот запрет был снят только в 1904 году.

Поначалу в нашу страну привозили иностранные карточки, а первые отечественные открытки с изображением Санкт-Петербурга, Москвы и других российских городов были напечатаны в 1895 году.

По одной из версий исследователей, автором первой рождественской открытки в России был художник Федор Беренштам. Вначале на карточках изображали христианские сюжеты, зимние пейзажи и детские подвижные игры. В создании дореволюционных карточек принимали участие известные художники: Александр Бенуа, Лев Бакст, Константин Маковский и Николай Рерих. Одним из самых популярных оформителей открыток была иллюстратор Елизавета Бём.

Отправка рождественских открыток быстро стала модным увлечением: их посылали не только дальним родственникам, которых не могли поздравить лично, но и близким друзьям и даже соседям.

Большевики: война с ёлками

Сразу же после Октябрьской революции, уже 16 ноября 1917 г. Совет народных комиссаров во главе с Лениным рассмотрел вопрос о переходе на новое исчисление времени. Большевики, сами того не подозревая, подарили стране очень приятный, правда, не совсем формальный праздник. Они поменяли действующий юлианский календарь на григорианский, по которому и жила тогдашняя Европа. 24 января 1918 г. Был принят декрет «О введении в Российской республике западноевропейского календаря».

Разница между двумя системами составляла всего 13 дней, а проблем и неудобств для России при ведении международных политических и экономических дел доставляла много. Например, при отправлении телеграммы в Европу,  ее там получали со штемпелем, где стояла дата на несколько дней раньше, чем отправили в России. Потому 14 февраля 1918 года и было принято эпохальное решение. С той поры все получили возможность праздновать необычный праздник – старый Новый год, то есть Новый год по юлианскому стилю.

После перехода на новый календарь изменились и праздники. Сразу возникли противоречия с православными праздниками – ведь, изменив даты гражданских, правительство не тронуло церковные праздники, и христиане продолжали жить по юлианскому календарю – получилось, что Рождество праздновалось не до, а после Нового года. До 1919 г. Рождество еще отмечалось 25 декабря, после – 7 января, но новая власть собиралась ввести свои праздники – социалистические.

В первые послереволюционные годы традиция ещё сохранялась в неприкосновенности. По-прежнему радовали ребятню и «старорежимный» Дед Мороз, и нарядные ёлки. Так все и продолжалось бы – Дед Мороз, елочка, подарки… Даже Владимир Ильич Ленин с удовольствием проводил праздник в Горках.

Но истинные партийцы углядели в этом празднике идеологическую диверсию и праздник начали рьяно переделывать. Отменили Рождество, а с ним отменилась и елка. А с елкой, по сути, был отменен и Новый год.

Кампанию по дискредитации новогодних праздников подхватили и детские журналы: журнал «Чиж» призывал детвору включиться в эту борьбу: «Теперь все мы должны бороться против ёлки!»; журнал «Юный натуралист» публиковал статьи: «Вред рождественской ёлки», «Рождество Христово — поповская сказка». Борьба с «религиозным дурманом» шла полным ходом:

Скоро будет рождество –
Гадкий праздник буржуазный,
Связан испокон веков
С ним обычай безобразный:
В лес придёт капиталист,
Косный, верный предрассудку,
Ёлку срубит топором,
Отпустивши злую шутку…

Вскоре был прекращён выпуск новогодних открыток, остались в прошлом весёлые рождественские и новогодние праздники и гуляния. Новогодний праздник вместе с ёлочкой, следуя классическим правилам конспирации, ушёл в подполье.

Запрет на проведение новогодних праздников действовал недолго, всего шесть лет. Уже в конце 1934 г. Сталин лично дал указание вернуть народу праздник Нового года. Рождество, по-прежнему, осталось под запретом.

В декабре 1934 г. главная газета страны «Правда» напечатала статью секретаря ЦК ВКП(б) Павла Постышева «Давайте организуем к Новому году детям хорошую ёлку!» В статье говорилось: «В дореволюционное время буржуазия и чиновники буржуазии всегда устраивали на Новый год своим детям ёлку. Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую огнями ёлку и веселящихся вокруг неё детей богатеев. Почему у нас многие детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия детишек трудящихся Советской страны? Следует этому неправильному осуждению ёлки положить конец».

Хотя на подготовку праздника оставалось всего три дня, рекомендации «Правды» были исполнены молниеносно, и в назначенный срок ёлки были везде! Уже на следующий день газета писала, как «организовать заготовку ёлок, закупку игрушек и украшений», а 30 декабря ёлками торговали почти все рынки Москвы, артели же и кооператоры предлагали «специальные ёлочные наборы, фигурные пряники и марципанные фигуры».

 

А чтобы организовать встречу Нового года правильно с идеологической точки зрения, в том же декабре 1934 г. в свет вышло «Пособие для партийных и комсомольских ячеек», в котором давались подробные указания об организации праздника. К примеру, венчать ель должна была пятиконечная красная звезда. Ёлочные игрушки также должны были соответствовать требованиям политической повестки: вместо шаров предлагалось изготовить из цветной бумаги фигурки тракторов и комбайнов. Там же был приведён текст и ноты песни, ставшей с тех пор нашей главной новогодней песенкой. В «Пособии» был изменён и внешний облик Деда Мороза. Дореволюционный Мороз надевал перчатки, непременно трёхпалые и белые – это символизировало святость всего того, что он даёт из своих рук. Теперь же ему полагалось носить тёплые красные варежки, которые если что-то и символизировали, то только цвет государственного флага. С алой шубы исчезла и богатая вышивка серебряными нитками, и оторочка из лебединого пуха.

В Москве, в Колонном зале Дома Союзов прошли первые новогодние представления, которые не имели ничего общего с нынешними, когда дети наряжаются в костюмы зайчиков, белочек и принцесс и водят хороводы. В 30-е годы вокруг елки бегали «красногвардейцы» и «ударники труда», а вместо хлопушек гремели залпы крейсера «Авроры». Сценарии для представлений писали лучшие писатели СССР — Лев Кассиль и Сергей Михалков.

Только в 1947 году 1 января объявили выходным днем, а в 1992-м выходным днем сделали и 2 января.

Анастасия Цветаева, сестра Марины Цветаевой, писала в своих воспоминаниях о детстве: «Незаметно подошло Рождество. Дом был полон шорохов, шелеста, затаенности за закрытыми дверями залы — и прислушивания сверху, из детских комнат, к тому, что делается внизу. Предвкушалась уже мамина «панорама» с ее волшебными превращениями. Запахи поднимали дом, как волны корабль. Одним глазком, в приоткрытую дверь, мы видели горы тарелок парадных сервизов, перемываемых накануне, десертные китайские тарелочки, хрустальный блеск ваз, слышали звон бокалов и рюмок. Несли на большом блюде ростбиф с розовой серединкой (которую я ненавидела), черную паюсную икру. Ноздри ловили аромат «дедушкиного» печенья».

Мандарин — главный новогодний фрукт — в российских домах появился в XIX веке. Первые мандарины везли из Европы, и стоили они слишком дорого: за десяток штук нужно было отдать около трех рублей (для сравнения: за 15 рублей можно было купить корову). В середине XIX века в ботанических садах Грузии и Абхазии начали выращивать морозостойкие сорта цитрусовых, и постепенно мандарины стали доступнее для россиян и превратились в один из новогодних символов.

Еще одной важной деталью Новогодней ночи является бокал шампанского под бой Курантов. Почему именно этот напиток мы пьем в  столь торжественный час? Большинство людей считают, что эта традиция досталась нам из советского прошлого, однако, она намного древнее. Так почему же для празднования Нового года мы выбираем шампанское? Существует несколько вариантов начала этой истории. Первая тянется со времен дворянства, когда было принято на Рождество накрывать богатые столы.

В XX веке на праздничных новогодних столах россиян красовалось большое разнообразие напитков, чаще всего это были домашние вина и  наливки. Примерно в это же время на прилавках начинают появляться игристые вина, производимые на юге страны, которые очень напоминали шампанское.

Второй версией начала традиции поднимать бокалы с игристым в новогоднюю ночь стала победа над наполеоновским войском в Отечественной войне 1812 года. Наступая на Россию, солдаты Франции вместе с пушками везли с собой обозы с провиантом. В них кроме необходимых продуктов находилось огромное количество ящиков с шампанским, которое они собирались открыть в Москве, празднуя победу над Россией. Но после позорного поражения, спасаясь бегством, французская армия бросила все свои пожитки, в том числе и шампанское.

Тащить тяжелые обозы назад никто не собирался. В результате открывать бутылки с французским игристым пришлось российским воинам, празднуя свою победу, что произошло в декабре 1812 года, как раз под начало нового года. В память об этом знаменательном событии каждый год отмечалась годовщина победы и откупоривались бутылки с шипучим. Спустя годы, эта традиция празднования с бокалом изысканного шампанского плавно перетекла в Новогоднюю ночь. Во времена же правления императора Александра II в России появилась традиция чокаться бокалами и произносить праздничные тосты.

После запрета большевиков на празднование новогодних праздников, только  60-х годах на столах россиян снова начинает появляться, ставший традиционным, новогодний напиток. В этот период правительство принимает решение о необходимости обеспечения каждой семьи бутылкой Советского шампанского.

 

Материал подготовлен на основе коллекции Президентской                                      библиотеки «Новый год и Рождество в России»