«Я – исследователь»! В Ленске воспитанники детских садов и младшие школьники представили свои исследовательские проекты

1 февраля  2025 года на базе МБОУ СОШ № 2 г. Ленска прошёл муниципальный этап Всероссийского конкурса исследовательских и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я – исследователь». В конкурсе приняли участие 125 воспитанников и обучающихся образовательных организаций Ленского района.

Основная идея конкурса – содействовать развитию в отечественном образовании адекватной практики поддержки детской инициативы, познавательной самостоятельности, практики обучения через реализацию авторских замыслов, практику, направленную на развитие исследовательских способностей, критического мышления, рефлексии.

Работали 4 секции: «Математика и техника», «Гуманитарные знания», «Естествознание. Живая природа» и «Естествознание. Неживая природа».

Проделана большая работа педагогами-наставниками, руководителями образовательных организаций и организаторами. По итогам проделанной работы явствовал высокий уровень подготовки юных исследователей. Жюри очень часто оказывалось в сложной ситуации выбора – какое исследование считать лучшим, ведь каждое по-своему соответствовало требуемым критериям. Погружённость ребят в свои темы, глубина и качество их проработанности показали всю серьёзность увлечённости юных исследователей. Ребята щедро делились своими открытиями, задавали вопросы друг другу, создавая атмосферу научной дискуссии самой большой и серьёзной конференции. Это удивительный шанс, который представился всем: взрослым услышать всех ребят, а ребятам поделиться с экспертами и друг с другом своими открытиями, вместе создавая настоящий праздник.

Подводить итоги любого мероприятия можно в формате лаконичных цифр и бесконечных эмоций. Конкурс «Я – исследователь» – это маленькая жизнь, наполненная радостью новых встреч, дружеским общением, яркими эмоциями и впечатлениями.

Надежда Адольфовна Попова, старший воспитатель детского сада «Звездочка» г. Ленска:

«Каждый год в нашем детском саду появляются новые юные исследователи. Воспитатели вместе с детьми, родителями выбирают темы проектов. Педагоги знакомят родителей с особенностями конкурса «Я – исследователь», помогают подобрать опыты и эксперименты, текст сообщений перевести на «детский» язык. Очень серьёзно и ответственно готовятся все конкурсные работы.

Георгий Бурлаков из подготовительной группы «Берёзка» участвует в конкурсе второй раз, и вновь успешно, в этом году представил исследование «Чудо-овощ – огурец!», интересно и «вкусно» рассказал про такое чудо и поделился семейными рецептами. Самые активные участники – дети  старшей группы «Одуванчик». София Матулис доказывала, почему мячи круглые. Таисия Закалюжина объяснила, почему пазлы помогают в развитии памяти и логики. Алиса Бредун изучила свойства ластика и рассказала об этом. Миша Фирстов очень увлечён историей динозавров и может долго, интересно рассказывать о них, его увлечение поддерживает мама Валентина Александровна.

Участие в исследовательских проектах помогает дошкольникам получать ответы на многие вопросы, делать логические выводы, развивать коммуникативные способности. И это очень пригодится в будущей школьной жизни».

Светлана Владимировна Бражкина, заместитель директора школы № 2 г. Ленска:

«Двадцать обучающихся нашей школы представили свои проекты.  Тринадцать работ юных исследователей были отмечены дипломами разных степеней. Богдан Пушкарев и Иван Петрашов стали лауреатами этого конкурса.   Участники конкурса убеждены, что не зря провели время в субботний день и представили результаты своего труда. У каждого участника возникли новые планы на дальнейшие исследовательские и творческие проекты.

Спасибо родителям  за понимание    важности  участия   ребенка  в подобных мероприятиях. Это способствует  раскрытию творческого потенциала и формированию важных жизненных умений.

Выражаем благодарность управлению образования за организацию такого важного и нужного мероприятия. Именно такие конкурсы способствуют развитию мотивации учения и творческой активности школьников».

Членами жюри единогласно были определены победители и призеры в каждой возрастной категории.

Лауреатами конкурса стали:

  • Георгий Бурлаков, МКДОУ ЦРР – «Детский сад «Звездочка» г. Ленска, руководители – Ольга Валерьевна Захарова, Ольга Альбертовна Гаврилова.
  • Иван Петрашов, МБОУ СОШ № 2 г. Ленска, руководитель – Ольга Николаевна Патрушева.
  • Егор Юринок, МБОУ СОШ № 1 г. Ленска, руководитель – Альбина Анатольевна Ермакова.
  • Максим Киселёв, МБОУ СОШ № 1 г. Ленска, руководитель – Альбина Анатольевна Ермакова.
  • Семён Перфильев, МБОУ СОШ № 1 г. Ленска, руководитель –Альбина Анатольевна Ермакова.
  • Богдан Пушкарёв, МБОУ СОШ № 2 г. Ленска, руководитель – Оксана Михайловна Ковалюк.

Путёвки на республиканский этап конкурса в г. Якутск выданы Богдану Пушкарёву, МБОУ СОШ № 2 г. Ленска, Егору Юринку, МБОУ СОШ № 1 г. Ленска,  Ивану Петрашову, МБОУ СОШ № 2 г. Ленска.

На Всероссийский детский конкурс научно-исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науке» в г. Москву, выдана путёвка Семёну Перфильеву, МБОУ СОШ № 1 г. Ленска.

Наталья Николаевна Антуфьева, учитель начальных классов и руководитель школьного методического объединения учителей начальных классов школы № 4 г. Ленска:

«Уже не первый год в Ленском районе проводится муниципальный этап конкурса исследовательских и творческих проектов «Я –  исследователь». 2025 год не стал исключением. От школы № 4 г. Ленска в этом конкурсе приняли участие семь обучающихся.

Ребята выступали с разными докладами, были участками различных тематических секций конкурса. Волновались все: и руководители, и родители, и маленькие докладчики. Все семь участников конкурса «Я – исследователь» заняли призовые места. Эмир Раджабов, 1-й класс, выступал с исследовательской работой «Как построить фонтан», занял 1-е место; и Павел Захаров, 1-й класс, с темой «Выведение и выращивание уток породы Агидель», занял 3-е место,  руководитель О. Н. Плахова; Мария Ошарова, 2-й класс, выступала с темой «Молекулярное строение веществ» и стала лауреатом конкурса; Диана Чернигова, 2-й класс, выступила с темой «Герои сегодняшнего дня» и заняла 2-е место, руководитель Е. П. Савченко; Таня Кушнир, 3-й класс, выступала с докладом «Моя родословная. Семейное древо», заняла 3-е место, руководитель Н. Н. Антуфьева; Кирилл Салабутов, 4-й класс, выступил с докладом «Удивительное рядом. Воздушные шары» и занял 2-е место; Сергей  Ахмедзянов, 4-й класс, выступал с докладом «Отношение современных школьников к государственным праздникам России» , занял 1-е место, руководитель Л. В. Маковская.

Хочу коллегам пожелать успехов, новых идей, а ребятам – не останавливаться на достигнутом».

Альбина Анатольевна Ермакова, учитель начальных классов школы № 1 г. Ленска:

«Дети – прирожденные исследователи, они были увлечены своими проектами, показали значимость выбранных тем. Представленные работы были разнообразные, интересные и познавательные. Проведенная научно-практическая конференция показала способность учащихся начальных классов и воспитанников детских садов к исследовательской деятельности.

Я благодарна ученикам моего класса: Егору Юринку, Семену Перфильеву, Максиму Киселеву за достойную защиту своих проектов. Ребята участвовали с интересом и получили много положительных эмоций. Это бесценный опыт для наших детей. На этом работа не заканчивается. Мы готовимся к защите двух проектов в Якутске и в Москве».

Егор Юринок, ученик 3-го класса школы № 1 г. Ленска:

«Были переживания перед конференцией, но моя уверенность победила страх. Очень доволен результатом своего выступления – я стал лауреатом. Приложу все усилия, чтобы оправдать доверие нашего района и принести победу во Всероссийском конкурсе исследовательских работ в г. Сочи».

Татьяна Юрьевна Чепурнова, учитель начальных классов и руководитель школьного методического объединения учителей начальных классов школы № 3 г. Ленска:

«Из нашей школы приняли участие 14 учеников младших классов, 8 из которых стали дипломантами 1, 2 и 3-й степени. Ребята представляли свои работы в разных секциях, получили много положительных впечатлений и эмоций. Сам конкурс проходил в дружелюбной творческой атмосфере. Все проекты были познавательными, интересными. Участвовать в таких конкурсах необходимо, чтобы оценить уровень своей работы на фоне других, наметить новые пути развития. Отдельные слова благодарности выражаем организаторам данного конкурса».

Максим Черноградский, ученик 4-го класса школы № 3: «В конкурсе «Я – исследователь» я участвую с 5 лет и всегда занимаю призовые места. Мне очень нравится участвовать в конкурсе, потому что узнаю много интересного. А ещё я мечтаю участвовать в конференции «Шаг в будущее» и стать учителем. Участие в конференциях мне поможет исполнить мою мечту».

Благодарим руководителей проектов за подготовку участников! Мы надеемся, что этот опыт вдохновит наших юных исследователей продолжать заниматься исследованиями и делиться своими открытиями с окружающими. Конкурс показал, что наука может быть увлекательной и доступной для каждого! Желаем всем участникам успехов, интересных исследований, новых открытий!

В.  И. Никонова,

Начальник информационно-методического отдела МКУ РУО

К. С. Черноградская,

 главный специалист информационно-методического отдела МКУ РУО

Фото предоставлены МКУ РУО