Большое интервью с Ульяновой Екатериной Владиславовной, начальником ОППМСС МКУ РУО МО «Ленский район» РС (Я), Общественным помощником уполномоченного по правам ребенка в РС(Я)
Корреспондент – Екатерина Владиславовна, вы сами обратились в редакцию «ЛВ» с просьбой об интервью, чем это вызвано?
Ульянова Е.В. – Я, как и мои коллеги, представители всех служб системы профилактики и многие неравнодушные жители нашего района обеспокоена ростом преступлений, совершаемых как самими несовершеннолетними, так и в отношении несовершеннолетних.
Корреспондент – Какие случаи жестокого обращения с ребенком наиболее распространены?
Ульянова Е.В. – Наиболее часто мы сталкиваемся с пренебрежением нуждами ребенка. И, что самое печальное, это может происходить во вполне благополучных на первый взгляд семьях. Но, в последнее время растет число преступлений против детей, включая нарушение половой неприкосновенности. Эта печальная статистика отмечается не только в нашем районе, но и в республике, в стране, и по всему миру. Извращенцы и педофилы не останавливаются ни перед чем!
Корреспондент – Какие преступления против детей запомнились вам, потрясли вас больше всего?
Тяжело работать с жертвами сексуального насилия. Судьбы таких детей практически всегда оказываются изломанными по причине колоссального ущерба как физическому так и психическому здоровью жертвы. Насильниками чаще всего являются члены семьи либо близкие знакомые родителей детей. Жизнь ребенка превращается в настоящий кошмар. Подобные «семейные» преступления, как правило, растянуты во времени и раскрываются лишь тогда, когда дети решаются на крайние меры: пытаются покончить с собой, убегают из дома. Дети обычно скрывают эти страшные факты, потому что подсознательно считают себя виновными в происходящем и боятся презрения окружающих. Совратитель уверяет, что тебя перестанут любить, если узнают о случившемся, либо наоборот, внушает ребенку, что это нормальные отношения, так поступают все. Именно поэтому такие прецеденты могут повторяться неоднократно.
В последние годы почти все жертвы сексуального насилия – это дети, чьи родители допустили преступную беспечность, иногда сами подтолкнули насильников к преступлению, отправив ребенка ночевать к знакомому, не проследили время нахождения ребенка вне дома, распивали алкогольные напитки с насильниками, сами познакомили его со своими детьми, также отмечаем насилие со стороны сожителей или случайных знакомых матери. В данных случаях насилие стало возможным из-за асоциального образа жизни родителей или опекунов ребенка.
Хочется обратить внимание и на «нелепые», «случайные» на первый взгляд происшествия – это выпадения детей из окон, бытовые травмы по вине взрослых, дорожно-транспортные происшествия с участием детей, гибель детей на воде. Каждую трагедию можно было избежать, предотвратить, будь мы, взрослые, более ответственными!
Корреспондент – Говоря о правах ребенка прежде всего всплывают картины жестокого обращения и преступления против несовершеннолетних. Различают ли какие-либо их виды?
Ульянова Е.В. – Различают четыре основные формы жестокого обращения с детьми:
Физическое насилие – нанесение ребенку родителями или лицами, их заменяющими, воспитателями или другими какими-либо лицами физических травм, различных телесных повреждений, которые причиняют ущерб здоровью ребенка, нарушают его развитие и лишают жизни. Эти действия могут осуществляться в форме избиения, истязания, сотрясения, в виде ударов, пощечин, прижигания горячими предметами, жидкостями, зажженными сигаретами, в виде укусов и с использованием самых различных предметов в качестве орудий изуверства. Физическое насилие включает также вовлечение ребенка в употребление наркотиков, алкоголя, дачу ему отравляющих веществ или «медицинских препаратов, вызывающих одурманивание (например, снотворных, не прописанных врачом), а также попытки удушения или утопления ребенка. В некоторых семьях в качестве дисциплинарных мер используют различные виды физического наказания от подзатыльников и шлепков до порки ремнем, почти всегда сопровождающихся словесными оскорблениями и психической травмой.
Сексуальное насилие (развращение) – вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия. Причем, согласие ребенка в данном случае не дает оснований считать данные действия ненасильственными, поскольку ребенок не имеет представления о характере действий и не может предвидеть для себя последствия. Опыт показывает, что насильники и извращенцы заманивают детей сладостями, привлекательными вещами (телефон, игра или игрушка и т.д., участием в съемках фильма и т.д.), зная о том, что для несовершеннолетних, включая подростков гораздо значимее ближайшая перспектива, чем отсроченные последствия.
Психологическое (эмоциональное) насилие – периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера. Многие родители не знают, что к данной форме насилия относятся:
- открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
- угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме;
- замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;
- преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка;
- ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний;
- издевательство над дорогим ребенку человеком;
- аморальное, асоциальное, развращающее поведение взрослых в присутствии ребенка;
- вынуждение ребенка попрошайничать, бродяжничать и т.д.
Пренебрежение основными нуждами ребенка.
Наиболее часто распространенный вид бытового насилия, проявляющийся в отсутствии обеспечения питанием, условиями проживания, одеждой, содержания ребенка; отсутствием в семье заботы о здоровье, ухода, защиты, контроля и требовательности со стороны родителей, законных представителей. Говоря о «заброшенности» ребенка, мы должны понимать, что столкнулись с одной из форм жестокого обращения. Распространенная форма – оставление на длительное время дома детей одних или с малознакомыми людьми.
Корреспондент – Почему именно ДЕТИ становятся жертвами преступлений?
Ульянова Е.В. – Потому что дети доверчивы, они не имеют негативного опыта, открыты и доброжелательны ко всему миру. Преступник же может подобрать нужный ключик к любому ребёнку.
Корреспондент – Кто чаще всего нарушает права ребенка?
Ульянова Е.В. – Анализ преступлений, совершенных в отношении детей на территории Ленского района, а также обращений ко мне, как к помощнику Уполномоченного показывает, что осознанно или неосознанно наиболее часто нарушают права ребенка те, кто казалось бы, должен в первую очередь ограждать и оберегать его – это родители или опекуны, другие законные представители. В таких случаях обращения поступают от самих детей, работников образовательных и медицинских учреждений, неравнодушных соседей и знакомых семьи, иногда за товарищей вступаются их сверстники. Поступающие жалобы свидетельствуют и о том, что нарушения прав ребенка отмечаются во всех сферах его жизнедеятельности. Иногда причиной нарушения прав детей становится недостаточная правовая информированность законных представителей несовершеннолетних, когда заявители не знают своих прав и обязанностей, предусмотренных законами и невысокий уровень родительской ответственности, когда воспитание ребенка пущено на самотек, но чаще всего асоциальный образ жизни родителей и социальное неблагополучие в семье.
Нарушают права детей и нерадивые собственники так называемых «заброшек», которые десятилетиями «украшают» улицы города и поселений района, привлекая детей и подростков и неся угрозу их жизни и здоровью.
Корреспондент – Может ли ребенок избежать насилия?
Ульянова Е.В. – Сам ребенок не всегда может защититься. К сожалению, возраст жертв молодеет. Зафиксированы преступления против детей трех, семилетнего возраста. В таком возрасте малыши еще не понимают, что с ними происходит, они беззащитны и не могут постоять за себя. В более старшем возрасте избежать насилия можно. Для этого надо научиться правильно оценить ситуацию, доверять своим чувствам, принять правильное решение и не стесняться показаться смешным в какой-либо ситуации – и всему этому должны научить детей мы, взрослые.
“Правило четырёх “НЕ”:
- Не разговаривай с незнакомцами и не впускай их в дом.
- Не заходи с ними в лифт и подъезд.
- Не садись в машину к незнакомцам.
- Не задерживайся на улице после школы, особенно с наступлением темноты.
Корреспондент – Что должно насторожить нас, взрослых, во внешнем виде, самочувствии и поведении ребенка:
Ульянова Е.В. –
- неопрятный, неухоженный вид, ребенок одет не по сезону;
- внешние повреждения, имеющие специфический или систематический характер;
- повреждения внутренних органов или костей, которые не могли бы быть следствием несчастного случая;
- стремление скрыть причину травмы;
- боязнь физического контакта со взрослыми (ребенок вздрагивает, отклоняется, отходит от приближающегося взрослого, отводит взгляд, не смотрит в глаза);
- пассивное реагирование на боль;
- отсутствие сопротивления, желания защитить себя;
- чрезмерная уступчивость; угодливое поведение, заискивание;
- плаксивость, одиночество, отсутствие друзей;
- негативизм, агрессивность, жестокое обращение с более слабыми, с животными;
- нежелание ребенка возвращаться домой, длительное нахождение на улице и, как следствие — побеги из дома;
- неразборчивые знакомства (знакомится ситуативно, не интересуется новым товарищем: может не знать где он живет, учится, кто его родители), трудности в установлении устойчивых дружеских связей;
- «зацикленность» на теме секса, интимных отношений,
- мочеполовые инфекции, боли внизу живота, ануса;
- частые соматические заболевания, резкие колебания в весе;
- нервно-психические расстройства: нервные тики, энурез, ночные кошмары, страхи;
- стремление закрыть тело одеждой, даже если в этом нет необходимости;
- безразличное отношение к себе, своему будущему, низкая самооценка;
- замкнутость, закрытость, особенно в вопросах взаимоотношений в семье;
- задержка физического или умственного развития ребенка;
- регрессивное поведение (ребенок начинает себя вести «как маленький»);
- кражи (особенно продуктов питания, вещей первой необходимости);
- любые нарушения ролевых отношений в семье (ребенок берет на себя роль родителей и т.д.)
В подростковом возрасте:
- циничные высказывания, жесты, рисунки сексуального характера;
- самоповреждающее поведение (порезы, царапины и т.д.); попытки самоубийства; высказывания, рисунки, записи о суициде;
- беспорядочные половые связи;
- ранняя беременность;
- аддиктивное поведение (употребление алкоголя, токсических и других психоактивных веществ).
Корреспондент – Жизнь не стоит на месте и в современном мире наверняка появляются новые способы как обидеть ребенка?Ульянова Е.В. – Да, мы все чаще говорим о кибер-безопасности, кибер-буллинге, о безопасности наших детей в интернет пространстве. Этим темам посвящаются родительские собрания, консультации на сайтах школ и Управления образования. В учреждениях образования установлены контент-фильтры. А вот обеспечить интернет безопасность детей во внеучебное время – задача родителей. В помощь мы предлагаем пройти обучение на сайте «Сетевичок» и получить паспорт цифрового гражданина. В беседах с детьми мы предлагаем запомнить правила пяти НЕ!Не грубить, не использовать ненормативную лексику в интернет пространстве.Не сообщать свою частную информацию.Не открывать вложенные файлы электронной почты, когда не знаешь отправителя.Не распоряжаться деньгами своей семьи.Не встречаться с интернет знакомыми в реальной жизни без присутствия взрослых.А также объясняем подросткам, что любой ролик, любое видео и аудио сообщение, размещенные ими в сети, а также пересланные ими влечет за собой ответственность. Из интернета практически ничего невозможно удалить бесследно. Совершив ошибку в подростковом возрасте, возможно будешь о ней сожалеть, повзрослев. Мы говорим о «цифровой репутации гражданина». Корреспондент – Почему мы, взрослые, так часто слишком поздно узнаем о беде, случившейся с ребенком? Ульянова Е.В. – Сами дети, пострадавшие от насилия, из-за боязни повторно подвергнуться жестокому обращению, редко обращаются за помощью в соответствующие государственные органы, учреждения. Дети, особенно подростки, боятся распространения информации о произошедшем факте насилия среди сверстников и взрослого окружения. Положение дел осложняется также тем, что в случае, если насилие совершается внутри семьи, родители, которые должны защищать своих детей, не желают «выносить сор из избы».
Корреспондент – Бытует мнение, что очень трудно привлечь к ответственности виновных лиц, что наше законодательство несовершенно в этих вопросах. Так ли это?
Ульянова Е.В. – Это неправда. Уровень правовой грамотности граждан за последние годы значительно вырос. В российском законодательстве существует несколько видов ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с ребенком. Я хочу рассказать подробнее об ответственности взрослых:
Административная ответственность.
Лица, допустившие пренебрежение основными потребностями ребенка, не исполняющие обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних, подлежат административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 5.35). Рассмотрение дел по указанной статье относится к компетенции комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Уголовная ответственность. Российское уголовное законодательство предусматривает ответственность лиц за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей – за психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них. Примеры: ст. 111 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью), ст. 112 (умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью), ст.113 (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта), ст.115 (умышленное причинение легкого вреда здоровью), ст.116 (побои), ст.117 (истязание), ст. 118 (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью по неосторожности), ст. 131 (изнасилование); ст.132 (насильственные действия сексуального характера); ст.133 (понуждение к действиям сексуального характера), ст. 134 (половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим четырнадцатилетнего возраста); ст. 135. (развратные действия) ст.125 (оставление в опасности); ст.124 (неоказание помощи больному); ст. 156 (неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего), ст. 157 (злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей) ст. 110 (доведение до самоубийства); ст. 119 (угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью) и другие.
Гражданско-правовая ответственность. Жестокое обращение с ребенком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц, их заменяющих) к ответственности в соответствии с семейным законодательством. Пример: лишение родительских прав (ст. 69 Семейного кодекса Российской Федерации), ограничение родительских прав (ст. 73 Семейного кодекса Российской Федерации), отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью (ст. 77 Семейного кодекса Российской Федерации).
Дисциплинарной ответственности могут быть подвергнуты должностные лица, в чьи обязанности входит обеспечение воспитания, содержания, обучения детей, допустившие сокрытие или оставление без внимания фактов жестокого обращения с детьми.
Корреспондент – Что бы вы посоветовали родителям? Что мы, родители должны помнить?
Ульянова Е.В. –
- Самое главное – помнить, что вы – родители! Вы в ответственности за каждый час, каждый миг жизни своего несовершеннолетнего ребенка! Вы должны знать: где находится сейчас ребенок, с кем он, чем занят. Вы должны обеспечить ему безопасность, начиная с собственного дома, двора.
- Уважайте своего ребенка, не позволяйте другим и не заставляйте сами ребёнка делать что-то унизительное.
- Поддерживайте в семье благоприятный психологический климат. Неприятности, проблемы, могут возникнуть в каждой семье, но наша задача не допускать, чтобы дети стали эпицентром негативных последствий.
- Если вы заметили странность в поведении ребенка, поговорите с ним, что его беспокоит. Сделайте доверительные беседы, например, перед сном, традицией семьи.
- Не отмахивайтесь от жалоб ребенка. Как минимум его жалобы говорят о недостатке внимания к нему, а как максимум о совершенном насилии или травле.
- С дошкольного возраста обеспечьте занятость ребенка, учитывая его склонности и интересы. Иногда родители боятся, что дополнительное образование помешает учебе. На практике же мы наблюдаем обратное – увлеченный ребенок лучше усваивает школьную программу, становится более дисциплинированным и ответственным.
- Старайтесь сделать своего ребенка в чем-либо успешным. Если есть проблемы с обучением и ему никак не дается учеба, найдите «его» нишу – спорт, творчество, волонтерство и т.д., то, чем бы ваш ребенок был интересен сверстникам. Это значительно снизит риск стать жертвой травли в детском коллективе.
- Знайте круг общения и интересы друзей своего ребенка. Создайте возможность общения своего ребенка с его друзьями на «своей» территории, а не в подъезде или на улице. Постарайтесь расположить друзей ребенка к себе, общайтесь с ними, их родителями.
- Знайте, что инициаторами жестокого обращения могут быть вполне милые на первый взгляд люди. Также могут ими стать люди, наделенные определенными полномочиями. Запомните, никто не имеет права бить и унижать ребенка. Если вы стали свидетелями такого события, необходимо реагировать своевременно.
- Если вы знаете, что ребёнок соседей или одноклассник вашего ребенка подвергается насилию, избиению со стороны родителей или вхожих в их дом людей, стал жертвой жестокой травли сверстников, немедленно сообщите об этом в полицию, КДН и ЗП.
- Если ваш ребёнок говорит о нездоровом интересе к нему вашего мужа, сожителя прислушайтесь к его словам, поговорите с мужем, не оставляйте ребёнка один на один с ним, и если отношения зашли слишком далеко, расстаньтесь с этим человеком, нет ничего дороже счастья собственного ребенка.
- Отец должен осуществлять половое воспитание сына, не замалчивать «неудобные» вопросы. Мама должна объяснить девочке, как ей вести себя с противоположным полом, как не спровоцировать насильника, как избежать домогательств и насилия, а в возрасте полового созревания рассказать о средствах контрацепции.
- Ищите союзников. Вокруг много учреждений и должностных лиц, в чьи обязанности входит охрана жизни и здоровья ребенка. Если вам не хватает информации, педагогических знаний, обращайтесь за помощью к педагогам, психологам Если к вашим просьбам остались равнодушны, обращайтесь в Управление образования.
Также любой ребенок или родитель может позвонить по телефонам доверия.
8-800-2000-122 (Единый телефон доверия РФ)
8-800-100-35-50 (Телефон доверия РС(Я)
Корреспондент – КАК и КУДА обратиться за помощью родителю или просто неравнодушному гражданину?
Ульянова –
ВАЖНЫЕ ТЕЛЕФОНЫ и АДРЕСА:
ОМВД по Ленскому району РС(Я) (ул. Ленина, д.55)
Дежурная часть т. 02, т. 4-30-26 Звонки с сотового телефона — 102
Телефон доверия т. 4-30-54 (звонки могут быть анонимными)
Прокуратура Ленского района РС(Я) т. 4-22-04 (ул. Ленина, д.68)
Следственный комитет по Ленскому району РС(Я) (ул. Пролетарская, д.31)
т. 4-22-05
Районная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципального образования «Ленский район» (ул. Ленина, д.65 каб.103)
т. 4-65-94
Специалисты опеки и попечительства муниципального образования «Ленский район» (ул. Ленина, д.65 каб.104) т. 4-34-59
ГБУ РС(Я) ЛСРЦН (ул. Первомайская, д. 5 «А») т. 4-17-62, т. 2-44-22
Общественный помощник уполномоченного по защите прав детей в Ленском районе РС (Я) (ул. Чапаева, д.60) т. 4-10-51